Формирование предметного образа в дизайне
Сложный многоступенчатый процесс дизайн-проектирования, имеющий целью создание целостного, гармоничного комплекса формообразующих элементов, основан на художественной композиции. На различных этапах работы над проектом дизайнером рассматриваются и учитываются всевозможные взаимосвязанные составляющие свойств и признаков объекта (функция, польза, рациональность, комфорт, красота и др.), а также композиционные принципы их организации.
Композиционное решение состоит в единстве формы и функции, сочетая конструктивные особенности и свойства материалов. При этом с точки зрения художественной целостности, необходимо объединение таких качеств как метафоричность, рассматриваемая как единство формы и содержания, и единство внутреннего (реализуется символикой) и внешнего (композиционного). Язык символов в практике художественного конструирования – это язык общения дизайнера с потребителем, прочитываемые тексты, визуально осмысливаемые потребителем идеи художника.
Принципиальной предопределяющей основой композиционного единства является также единство и взаимодействие конструкции и формы, которые выражаются в определенном конкретном материале. Связующими элементами этих категорий являются пропорции, метрическая повторяемость, характер и др. Выбирая первостепенно композиционный прием, дизайнер в дальнейшем решает вопросы использования композиционных средств и характер формы. Форма является отражением конструктивной основы, обоснование «веса» и значимости элементов конструкции.
Образность дизайнерских форм
Формообразование объектов дизайна – результат анализа различных стилей и направлений, определяющий закономерности гармонизации дизайн-формы предмета. Условность образности дизайнерских форм имеет широчайший диапазон от близости к «натуре» до условности абстрактной символики, и, делая для себя выбор, дизайнер, прежде всего, руководствуется выполняемой ею функцией. Простая, лаконичная форма, например, достаточно наглядна, ясна и доступна для понимания образа, приближена к изобразительной, что наглядно прослеживается в дизайне интерьера (рис. 1).
Рисунок 1. Гармония и баланс в дизайне интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика и, одновременно, типизация трактовки образа заключается в стилистическом содержании объекта. Форма, несущая признаки определенной художественной направленности «обречена» на продолжительное существование. Создание ценного во всех отношениях объекта, обладающего стилевой гармонией, является одной из первостепенных задач раскрытия образа в форме, характерной для предметного дизайна.
Исторически «протестированными» и признанными, эстетически значимыми являются природные образы и классика, обладающие художественной выразительностью и глубиной содержания. Обращение к ним вполне обосновано и оправдано. Стилевые тенденции могут быть выражены в различных элементах структуры объекта дизайна, становятся носителями стилевого образа. Флористика ар-нуво – яркий пример стилизации, чистота образа на фоне отсутствия вычурности и сокращения выразительных средств – суть минимализма, простота и элегантность образа при насыщении интерьера промышленными материалами и технологическими новинками – «визитная карточка» хай-тека и др.
Дизайнерское проектирование у истоков своего существования в эпоху технической революции не было направлено исключительно на формирование художественного образа предмета. Цель гармонизации образа не была конкретно сформулирована. В основе задачи было привнесение утилитарному предмету художественной составляющей, способствующей улучшению его потребительских характеристик. Обращение к проблеме создания образности предметов произошло позже, на этапе усложнения задач, формирования принципов формообразования, выявления закономерностей в формообразовании предметного дизайна, проявляющихся в различных стилях. Содержательность образа и его отражение в форме стало неотъемлемой частью современного предметного дизайна.