Наглядность и ясность инфографики
С наступлением эры Интернета произошла смена традиционной печатно-информативной коммуникационной системы на интерактивную. При этом огромный новостной поток, обрушивающийся круглосуточно на потребителя, потребовал от издателей и СМИ поиска более насыщенного и плотного размещения информации на страницах печатных изданий, в телеэфире, радиовещании, расширяя при этом объем трансляций в реальном времени. Основная информационная нагрузка была перенесена в веб-среду, максимально доступно преподносящую новости читателям. Захлестнувшее потребителя обилие информации, способствовало его эмоционально-психологической перегрузке и, в ряде случаев, привело к снижению восприятия новостных трансляций, что подтвердилось социологическими опросами и статистическими выкладками.
Преодоление проблемы конкурентных коллизий и снижения интереса основной целевой аудитории к нарастающим информационным потокам, передаваемым веб-страницами, осуществлялось путем использования наглядной визуализации, сопровождающей текстовые сообщения, упрощения приемов получения читателем информации, усиления ее впечатляющей яркости. Одним из основных способов решения проблемы стало использование графики (информационной графики, инфографики), обеспечившей наглядность, максимальную ясность содержания информации для понимания читателем и вовлечение его в процесс интерактивного действия.
Эволюция отображения событий: от наскальной живописи к информационной графике
Прием информирования графическими средствами известен издавна. Древний человек активно использовал его, нанося графические изображения на поверхность камней, создавая наскальные рисунки, изображающие сцены охоты и быта, ритуалов и празднеств. Позднее, с помощью искусства иконописи были созданы уникальные, компактные, ограниченные рамками картины (иконы), фрески, несущие массу информации и идейного содержания. Сюжетная линия преподносилась достаточно лаконично и образно. Конкретные исторические события читались и воспринимались четко и ясно, уровень передачи информации, несмотря на условность изображаемого, погружал человека в реальные события, транслируемые автором произведений искусства.
Способы изображения реально происходящих исторических событий, военных баталий, сцен охоты, жизнеописания святых и др., сопровождающие текстовые сообщения, традиционно упрощались (отсутствие объема), декорируя текст. При этом часто текст имел лаконичный декларативный характер (икона, образ). Это способствовало формированию специфики графического языка, преодолевающего языковой барьер, четко и ясно излагающего информационное содержание, доступное для понимания людей различных этнических культур. Наследуя принципы, правила, нормы, содержание информационной графики, современное графическое искусство, преодолев временные барьеры, востребовано в наиболее актуальной сфере общественной жизни человека – социальной.
Социальный плакат: этика инфографики
Инфографика, как часть современного искусства, формирует внешний облик культурной деятельности человека, транслируя ее нормы и тенденции. Рассматривая этические аспекты информационной графики, уместно обратиться к социальному плакату (рис. 1, 2, 3). Ситуации взаимодействия и взаимоотношений людей в условиях урбанизированных пространств, экологические проблемы, производственная дисциплина, вредные привычки, стяжательство и многое другое ясно и образно доносит социальный плакат средствами инфографики. Целевая установка плаката достигается минимумом хлесткого, декларативного текста и яркими визуальными образами.
Рисунок 1. Плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Социальный плакат. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Графика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нормативно-этическая область инфографики в журнальных хрониках
Актуальность инфографики, этические и нормативные аспекты ее использования достаточно наглядно можно рассматривать и на примере деятельности журналиста. Военные хроники, политические и криминальные новости, сообщения об экологических катастрофах и культурных событиях реконструируют происходящие в мире события и процессы средствами вспомогательной инфографики, используемыми журналистом для информирования массового читателя. Визуализация новостей сопровождается редакторской проверкой и редактурой графического материала, в соответствии с нормативной этикой журналиста-инфографика. Выверяются имена, названия географических объектов, цифры и факты, соответствие иллюстративного материала текстовому сообщению. Сложность правового аспекта использования материала для визуализации заключается в его авторстве и правах на него, участии в создании иллюстраций специалистов различного профиля (художник, дизайнер, фотограф).
Визуальное представление новостей в виде символов, рисунков, диаграмм, таблиц, чертежей, расцвеченных и оформленных средствами дизайна, характерно для современности. При этом компьютерная графика – надежная опора профессионального журналиста-инфографика. Иллюстративная графика является в настоящее время информационным продуктом, привлекающим внимание читателя, средством перенесения смысловой нагрузки события на изображение. При этом этические нормы иллюстративно-информационного материала требуют от журналиста учета специфики аудитории, потребляющей информацию: принадлежность к религиозным конфессиям, различного рода меньшинствам, определенным возрастным группам и др. Подвергаются компьютерному моделированию и редактуре изображения, иллюстрирующие ДТП, медицинские процедуры, карты военных действий и т. д. Недопустимо также чрезмерное увлечение художественной стороной образа в ущерб информативной составляющей. Эти и многие другие нормы и правила создания графического изображения, сопровождающего новостной текстовый материал, обеспечивают цельность, четкость, доступность для восприятия и достоверность информации.