Эргономика – система знаний
Эстетика дизайна органично сосуществует с эргономикой – областью знаний, располагающей исчерпывающей информацией о взаимоотношении человека с окружающей его средой на производстве и в быту. По сути, систему «человек – техника – среда» в приложении к дизайн-проектированию интерьера можно сформулировать как «человек – планировка – функция», где «планировка» − это вся совокупность размещения элементов интерьера и их габариты, облеченные в художественно-эстетическую оболочку, а «функция» – это рационализм, эффективность труда и отдыха (комфорт).
Также можно рассматривать эргономику, как систему знаний на стыке прикладных (законы движения тела человека в пространстве в зависимости от его антропометрических характеристик, энергетические затраты человека в процессе выполнения определенных функций и др.) и фундаментальных дисциплин (физиология человека, психология взаимодействия человека с предметным миром и др.).
Основные задачи эргономики – нацеленность на оптимизацию контактов человека с объектами определенного средового пространства на производстве (для повышения производительности труда) и в быту (удобство и безопасность). Исторически развитие данной системы знаний было положено в период модернизации и индустриализации промышленности, стартовавших в начале XX века, а в 60-е годы эргономика уже представляла собой междисциплинарное научное направление, имеющее непосредственное отношение и к повседневной жизни человека.
Направления эргономики
Раздел эргономики, рассматривающий соответствие планировки помещения и всех физических объектов, наполняющих его, антропометрическим, анатомическим, физическим, биомеханическим характеристикам человека называют физической эргономикой. Когнитивная эргономика объединяет систему знаний о мыслительных процессах человека (восприятие, память, рассуждение, моторная реакция) в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а также сопоставляет уровень мыслительной и др. нагрузки на принятие решений и другие функции в процессе определенной деятельности (профессиональной и бытовой). Оптимизация организационной структуры – область приложения организационной эргономики (коммуникация, организация труда и быта).
Эргономика в дизайне интерьера
Практикующий дизайнер при детальном ознакомлении с объектом, в определенной мере, интуитивно применяет законы и правила эргономики в процессе работы над проектом. Между тем, знание всех законов эргономики и умелое применение их на практике в дизайн-проектировании, четкое представление о предназначении предметов и всех возможных манипуляций с ним – обязательное условие для дизайнера, позиционирующего себя как профессионала.
Творческое решение задач и логический анализ, характерный для эргономики, позволяет разработать проект, средовое наполнение которого (бытовые предметы определенной формы и интерьер) будет не только эстетически привлекательным, но и по-настоящему удобным и безопасным для человека в повседневном использовании. Удобство и безопасность затрагивают преимущественно когнитивную область знаний эргономики, во многом определяя положительные эмоции от восприятия объекта или интерьера в целом, а художественная привлекательность органично дополняет образ и создает предпосылки для принятия положительного решения конкретного варианта проекта.
В дизайн-проектировании интерьера широко используется фактор антропометрии, нормативно рассматриваемый разделом физической эргономики (рис. 1.). Задача дизайнера в рамках нормативов физической эргономики – обеспечить адаптацию человека к каждому элементу интерьера. Естественно, это не означает обмеры предполагаемых пользователей помещением и его обстановкой. Достаточно знать и применять на практике среднестатистические величины, например, положение о необходимости расположения на определенной высоте от сидения стула опорной части позвоночника, используя, так называемую, «Линию Акерблома».
Использование нормативов и регламентов эргономики в дизайне не ограничивается подбором наиболее комфортной и удобной мебели или оргтехники в соответствии с параметрами человека. Законы и правила эргономики распространяются и на планировку помещения, организацию его зонирования, наиболее удобную и комфортную, оптимизированную для людей по эргономическим параметрам. Этому способствуют компьютеризация и многочисленные программные продукты, обеспечивающие возможность анализа и рассмотрения значительного количества вариантов (в том числе объемных) проекта жилых, офисных, производственных помещений.
Рисунок 1. Эргономическая таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс зонирования жилого помещения также требует комплексного решения с учетом эргономики. Дизайнер должен предусмотреть характер и регламентируемый уровень интенсивности освещения (различен в зоне отдыха и в рабочем кабинете, гостиной), тепловой режим (наличие обогревательных приборов, удаленность от них мебели, оргтехники и др.), расположение розеток, выключателей, габариты и расположение мебели, параметры свободных проходов, цветовые решения и многие другие вопросы эргономичного дизайна, входящее в область компетенции профессионального дизайнера.