Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Довоенный дизайн в СССР

История развития довоенного дизайна в СССР

В 20-х годах 20 века развитию дизайна в СССР способствовал апрельский Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП (б) 1929 года, который изменил культурную, экономическую, социальную и политическую жизнь в стране. На данном Пленуме была поддержана та часть партии, которой руководил И. В. Сталин. Так, Н.И. Бухарин, главный редактор газеты «Правда» не смог продвинуть свои идеи.

Из-за победы концепции развития И. В. Сталина страна встала на путь индустриализации, то есть, начали активно развиваться базовые отрасли экономики вроде энергетического сектора, химической промышленности, тяжелое машиностроение и т. д. Развитие этих отраслей шло в ущерб развитию легкой и пищевой промышленностям. Так, базовые отрасли на начало 1930-х годов показывали результаты в 3 раза лучше, чем в 1916 году.

Промышленность СССР в 1937 году вышла на второе место в мировом рейтинге, уступив только США. В Советском Союзе была возможность в то время выпускать любые виды промышленных товаров, которые существовали в мире.

Активно начали конструировать и производить транспортные средства, товары промышленности, товары для быта, чтобы не отставать от мировых тенденций. Также использовались новые сплавы и металлы при создании продукции, применялись современные технологии обработки типа штамповки. Очень много внимания уделялось государственной стандартизации. В мировом рейтинге государственных стандартов к 1928 году СССР был на четвертом месте, уступив США, Англии и Германии.

Единственное, что тормозило техническое и научное развитие – тоталитарный режим 30-х годов. К середине 30-х годов практически не осталось простора для творчества. Почти вся продукция дизайна была под надзором государственных органов. Дизайнеры находились под давлением властей и административных начальников. Товары стали нести в себе идеологический смысл. Творческий плюрализм перестал существовать после постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных орга­низаций» от апреля 1932 года.

«Довоенный дизайн в СССР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Началось расхождение промышленного дизайна и искусства. Дизайнеры, окончившие образовательные учреждения, могли работать исключительно в области создания мебели или оборудования для общественных пространств. Дизайнерский подход оставался в инженерном проектировании, особенно в транспортном машиностроении.

Феноменом той эпохи стало комплексное архитектурно-дизайнерское проектирование московского метрополитена.

Метрополитен в 1930-е годы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Метрополитен в 1930-е годы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Периодизация развития довоенного дизайна в СССР

Для понимания того, как развивался дизайн в СССР, можно использовать классификацию периодов дизайнерского развития, предложенного в труде С. О. Хан-Магомедова. Этот ученый был также известным архитектором, имел докторскую степень по искусствоведению, являлся членом различных художественных академий и т. д. Многие его работы были опубликованы не только в СССР, но и за рубежом, причем даже в мировых дизайнерских центрах. Часто складывалась такая ситуация, что сначала работы С. О. Хан-Магомедова печатали в Европе, а потом они приходили в качестве самиздата в СССР из-за того, что по идеологическим причинам авангард не принимался в обществе.

В своей работе С.О. Хан-Магомедова выделяет три этапа создания и развития дизайна в СССР в рамках промежутка с 1917 года по 1940 год.

На первом этапе (с 1917 года по 1922 год) наблюдается активное воздействие промышленности и агитационного (направленного на массы) искусства. Такой синтез способствовал созданию абсолютно новой общественной и культурной среды. В промышленном дизайне этап от идеи к конструкции заменяется на этап от конструкции к созданию. В этот же период было сформировано первое творческое сообщество советских дизайнеров под названием Рабочая группа конструктивистов ИНХУКа.

На втором этапе (с 1923 года по 1932 год) особое значение получают вопросы общественно-типологического и функционально-конструктивного характера. Все устремления дизайнеров в СССР в этот период перемещаются с общих вопросов на частные, а именно, на создание определенных технических средств. В данный период страна стала мировым центром дизайна.

Третий этап (с 1933 года по 1940 год) проходит под воздействием стандартизации и обобщения творчества. Начинается активное освоение прошлого опыта, возникают декоративисткие стремления. Происходит разделение дизайна на различные области: инженерно-техническую, художественно-оформительскую и предметно-бытовую на базе разных формообразовательных концепций.

Дата написания статьи: 16.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot