Особенности дизайна Японии
Развитие дизайна в Японии начинается после окончания Второй мировой войны. За весь XX век в стране было создано большое количество оборудования, которому необходимо было придать эстетически привлекательную форму.
Для создания новых форм идеально подошли принципы искусства Японии:
- асимметричность композиции;
- функциональность;
- свобода выражения.
Эстетика, формирующаяся на функциональности, стала базой для нового дизайна. Япония, как страна с подобным подходом к вещам, превратилась в лидера в современном дизайне продукции.
Японские дизайнеры создавали новый внешний вид для продукции промышленности, фарфора, текстиля, машиностроения и т.д. Многие дизайнеры приезжали в эту страну для того, чтобы перенять опыт в создании необычной архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства, керамики и т.д.
Развитие японского дизайна в ХХ веке
Развитие искусства в Японии происходило в течение долгого времени. Художественный мир этой страны наполнен красочными образами, формами. Все они отражают историю государства, быт, вероисповедание, представление об эстетика и красоте.
Отличительной чертой культуры Японии является ассоциативность. Именно она стала базой для системы образов. Ассоциативность и поэтичность сформировали представления о прекрасном в японской культуре.
Японская дизайнерская традиция формировалась в условиях закрытости региона. В отсутствие примера других стран, японские мастера воспевали красоту своей земли. Так в дизайне появилось большое количество природных национальных образов вроде птиц, бамбука и т. д.
Достаточно сильно на дизайн повлияло и то, что Япония подвержена различным природных катастрофам, поэтому при строительстве зданий учитывали этот фактор.
Японский дизайн создал микрокосм. Все формы микрокосма должны быть хорошо продуманы, точны, эстетически закончены. Самое важное в предмете – вложить в него идею или символ. Даже самый прекрасный предмет не имеет никакого смысла, если у него нет идеи.
Вещь превращается в мир, если обладает символичностью. Из-за этого нередко можно встретить украшение японских предметов историческими или литературными образами.
В японском дизайне используется большое количество черного, красного и белого цветов, что отсылает к гербам самураев. Основным источником вдохновения все равно остается природное богатство страны. Предметы и интерьер украшаются изображениями сакуры (обычно в цвету), воды, листьев клена, веток сосны, а также бамбуковых стеблей.
Развивался дизайн в Японии после Второй мировой войны на фоне того, как развивалась промышленность во всем мире. Япония стала лидером в производстве, одной из высокоразвитых индустриальных стран. Рост промышленности сопровождался проблемами реализации большого количества продукции. Началось развитие дизайна в качестве средства повышения покупательской способности и борьбы с конкурентами.
Япония в минимальные сроки смогла стать лидером дизайнерской гонки, догнав и перегнав творения дизайнеров многих развитых в этом направлении стран мира. При помощи своего дизайна японская продукция стала популярной во многих странах.
В настоящее время японский дизайн считается одним из самых лаконичных и красивых в мире. Активное развитие дизайна в Японии в период после Второй мировой войны связывают с тем, что у страны был прекрасный художественный стиль, формировавшийся веками.
Традиции японского общества, почитание ручного труда, эстетика товаров и гармония формы удивляла многих иностранцев. Основой для японского дизайна являются:
- лаконичность;
- функциональность;
- сдержанность;
- чистота формы.
Японский дизайн интерьера ориентируется на вариантность и модульность, что составляет основу дизайна второй половины XX века. Базой для проектирования интерьера помещения в Японии становилась циновка, точнее ее обычные размеры.
При помощи подвижных и раздвижных перегородок стало возможным адаптировать размер помещений под разные погодные условия, время года и т.д. Самой важной отличительной чертой японского дизайна становится гармония в дизайне предметной среды.
Дизайн начинает развиваться и под влияние западной культуры, которая проникает в Японию в конце века. Японские дизайнеры начинают вдохновляться зарубежными работами, модернизмом, привносят в традиционные элементы черты другой культуры. В это время происходит заимствование многих черт западной культуры, достижений ее промышленности и т.д.
Многие исследователи истории искусства считали, что художественные школы Европы повлияли на на становление японского дизайна. Считается, что дизайн начал развиваться и с появлением в Японии абстракционистов.
К. Акаси, один из самых старых дизайнеров Японии, считает, что дизайн возник в Японии после появления кафедры промышленного проектирования в Токийском высшем политехническом училище. Х. Цуруока представил свою концепцию развития дизайна в Японии как концепцию заимствования из промышленности Америки. Он считал, что японский дизайн в чистом виде появился в 1955 году.
Рисунок 1. Дом Цуруока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сам термин «дизайн» пришел в Японию намного позже, чем во все другие страны. Это произошло как раз после Второй мировой войны. До этого в Японии было достаточно много смежных понятий. К примеру, термин «дзуан» обозначал чертеж, а «исе» обозначал проект. В послевоенные годы в Японии дизайнерская сфера значительно изменилась по своему характеру. Она стала более открыта к зарубежным мыслям и технологиям.
Одним из родоначальников японского дизайна считают К. Нотоми. Он занимался изучением внешнего вида промышленной продукции в Европе. Он желал создавать такие продукты, которые бы сочетали в себе опыт европейского и японского дизайна.