Утилитарное искусство: эстетика и польза
Согласно эстетической теории, утилитарным можно назвать любой эстетически ценный предмет, которому присущи такие качества, как польза, практичность и выгода. К эстетически ценным (прикладным) утилитарным предметам искусства можно и должно отнести объекты декоративно-прикладного искусства и дизайна. Это предметы интерьера, арт-объекты, декоративная живопись, ювелирные украшения, авторские модели одежды и др. – все, что не только отвечает повседневным потребностям человека, но и одновременно приносит удовлетворение его эстетическим потребностям (рис. 1, 2). Упрощенно, с позиции дизайна, теоретическую трактовку утилитарного предмета можно также рассматривать как функционально организованный объект, эстетически преобразованный способами и приемами дизайна для гармонизации и гуманизации жизнедеятельности человека в быту и на производстве.
Рисунок 1. Предметы быта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Утилитарный дизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Утилитарное искусство: изменение статуса вещи
Практическое видоизменение, формообразование и новые, эстетически обусловленные, визуальные признаки предмета, единение красоты и пользы – вот основная цель, идеология и функция дизайна в историческом контексте его возникновения, развития и становления. Преобразование вещи из исключительно утилитарного бытового объекта в объект, наполненный смысловой основой, визуальной привлекательностью и характеризующийся концептуально обоснованной формой, обеспечивает ее новый статус, возведя дизайн в категорию художественно-проектного искусства.
Примером дизайн-деятельности, объединяющей категории «утилитарное» и «эстетическое», может служить опыт школы дизайна «Баухауз», преподавшей урок синтеза свободы творческого поиска и этнокультуры. Разработки вековой давности актуальны в творчестве современных дизайнеров, креативно формирующих объекты, содержание которых можно сформулировать как компромисс эстетического и утилитарного. Авторский стиль, оригинальные творческие проектные решения поставленных задач можно рассматривать как прорыв в проектном искусстве, органично объединивший практичность, пользу, функцию и красоту вещного мира.
Промышленный дизайн – эстетика утилитарного
Тотальный дизайн утилитарных продуктов, производимых промышленным способом, в настоящее время представляет собой эстетическую составляющую среды обитания человека, искусственного предметно-вещного мира, произведенного и употребляемого человеком, сферы услуг, имиджа, образа жизни и стиля поведения человека, а также его взаимодействия с социальным окружением. Придя в искусство, дизайн стал способом подачи произведенного массово продукта потребителю, элементом эстетического оформления продукта и потребительской «упаковкой».
Научно-технологические новации XX-XXI вв., культурно-исторические, экономические и политические процессы создали специфическую сферу проектно-художественного искусства средствами компьютерных технологий − глобальное мировое гиперпространство масскультуры, утилитарность которой все больше поглощает общество. В этих условиях, как любое из искусств, в определенные исторические промежутки времени испытывающее кризисные явления, дизайн находится в поиске совершенствования содержания, осмысления художественно-творческой идеологии, усиления социальной направленности дизайн-преобразований, функциональной и эстетической значимости вещи.
Находясь в состоянии постоянного взаимодействия материального и духовного, утилитарного и эстетического в эпоху массового производства и потребления, дизайн модернизирует творческую программу развития, модели потребительской оценки, способы эффективного воздействия на культурно-ценностные стимулы поведения человека, демонстрируя новаторскую сущность проектного искусства. Основой для новаций в дизайне по-прежнему служат фундаментальные труды отечественных искусствоведов, теоретиков и историков архитектуры и дизайна В. Р. Аронова, Н. В. Воронова, В. Л. Глазычева, А. В. Иконникова, А. Н. Лаврентьева, Ю. В. Назарова, В. Ф. Сидоренко, С. О. Хан-Магомедова, Г. П. Степанова, О. А. Швидковского в области синтеза пластических, изобразительных искусств и архитектуры, а также новых форм синтеза на основе дизайнерской деятельности.
Стремление к самоопределению способствует появлению новых художественно-стилевых течений в дизайне, в том числе в рамках «человек-предмет», которые можно рассматривать как творческие находки и выражение идеологии постмодернизма, характерные для современного искусства. Востребованность дизайна обусловлена не только удовлетворением утилитарных потребностей человека, но также представлением о преобразованном предмете, как результате творческой деятельности дизайнера, его идейных настроениях и авторском видении образа объекта. Переплетение утилитарного и высокохудожественного выражено содержанием основных функций дизайна: «красота и польза», «искусство и техника», «дизайн и жизнь» и др., формированием пространственной организации объектов, соответствующих общественно-человеческой, утилитарной, культурно-эстетической значимости, полезности и ценности.