Традиции и преемственность в искусстве
Философские категории «традиция» и «преемственность» в отношении культуры и искусства определяют мировоззрение человека через восприятие мира, композиционные построения, определенные сюжеты, конструктивные формы и др., т. е. через все то, что составляет искусство народа. Традиционно это искусство подразделяют по функциональным признакам на утилитарное, присутствующее в повседневной жизни и сувенирное (декоративно-прикладное, художественное), приносящее эстетическое наслаждение, характерное для празднеств и коммуникативных взаимодействий. Эти функции искусства являются традиционными, преодолевающими время, определяющими преемственность исторических связей поколений.
Традиционное искусство (народное искусство) является культурным наследием социума, передаваемым от поколения к поколению, как ценностный фонд для развития и творческого совершенствования предыдущего опыта, освоения и трансляции эстетических норм и принципов, стимулируя прогрессивные тенденции в искусстве. Дизайн как специфическая, прикладная область художественного творчества, использует идейные наработки традиционного искусства, школ и стилей, внедряя их в современные проектные разработки (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Современный дизайн интерьера (деревенский стиль) с элементами декоративно-прикладного искусства и живописи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Современный дизайн интерьера (деревенский стиль) с элементами декоративно-прикладного искусства и живописи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дизайн и традиционные школы искусства
Академическое художественное образование лежит в основе школы дизайна. Несмотря на юный возраст этого феномена культуры − художественно-промышленного творчества − и его инновационный, авангардный характер, на ранних этапах освоения основ дизайна образовательная система предполагает глубокое и всестороннее изучение культурного наследия, художественно-композиционного моделирования, традиционных для художников-монументалистов предметов (рисунок, живопись), художественных материалов, принципов цветовых сочетаний и т.д. Непрерывная преемственность и взаимосвязь, традиции и философия культуры, общий методический материал характерны для художественной школы и школы дизайна, объединяя профессиональное сознание обучающихся.
Восприятие художественных явлений в сфере дизайна
Сформировавшийся на фоне социокультурных и экономических изменений в обществе, дизайн объединил в себе искусство и ремесло, эстетику и техническое (инженерное) начало, преодолев обезличенность продуктов промышленного производства, создав единство формы и функции. Взлеты и падения творческого, художественного конструирования предметов средового наполнения во все времена неразрывно были связаны с мировыми тенденциями в искусстве. Ведущие представители художественных школ, искусствоведы диктовали динамику развития историко-художественного процесса, разрабатывая теорию трактовки формы, создавая стилистические новации, изучая основы орнаментальности и др., определяя курс и направления в искусстве и художественно-техническом творчестве.
Прогресс в области проектной культуры и завоевание дизайном мирового господства обусловлен внедрением художественного начала во все сферы промышленного производства путем соединения функционального начала и эстетического совершенствования предмета. Принципы художественности, гармонично сочетающиеся с функцией, обрели смысл и стали идеальной моделью для формирования предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Взаимодействие традиционных художественных практик и дизайна
В настоящее время процесс декорирования предметной среды и организация ее эстетического наполнения осуществляются неразрывно с поиском новых форм синтеза, гармонии, средств выразительности. Актуальность поиска связана с унификацией, вызванной влиянием масскультуры, и глобализации в целом. Открывая для себя возможность преодоления универсального начала, создания уникальных объектов дизайна, мастера обращаются к этнохудожественным традициям и практикам, эстетической наполненности объектов элементами регионального декоративно-прикладного искусства.
Основываясь на опыте, традициях и методологии народного искусства и художественной школы, дизайн актуализирует национальные ценности и установки, проторяя новый путь к стилистическому разнообразию и колористическим приемам, присущим духовному и эстетическому мировоззрению общества. Выразительность и оригинальность, эстетические и функциональные характеристики данного направления (эко-дизайн, этно-дизайн и др.) уже завоевали признание и широко пропагандируются в специализированных литературных источниках. Регионализм, выработавший свои, индивидуальные приемы и методы художественных практик, становится неисчерпаемым источником идей и стилистических новаций в дизайне на новом уровне синтеза художественности и технологии, укрепляя принципы традиций.