Зарождение дизайн-образования в Европе
В начале 20 века было сформировано новое направление в искусстве, которое положило начало развитию дизайну в целом. Этим направлением стал промышленный дизайн. Зачинателями дизайна в Европе стали Ле Корбюзье, Готфрид Земпер, Джон Рескин, Петер Беренс и другие.
Основу теории дизайна заложили школы дизайна Европы и Америки. – Баухауз, Ульмская школа, Веркбунды и т. д. Во второй половине 20 века практически в каждой развитой стране был создан собственный государственный дизайн-совет, дизайнерская ассоциация и иные общественные образования, отвечавшие за функционирование области дизайна.
Заложил основу дизайн-образованию в мире немецкий Баухауз. Данная школа была сформирована в начале 20 века в Веймаре. Ее основателем стали архитектор из Германии Вальтер Гропиус и художник из Венгрии Ласло Мохоль-Надь. Ее формирование произошло посредством интеграции Школы изящных искусств в Академию прикладных искусств.
Можно говорить о том, что Баухауз предопределил грядущее соединение ремесла и искусства в рамках дизайна. Обучение в Баухаузе было направлено на изучение ремесла. Обучающиеся выполняли большое количество личных проектов для показа. Учились по принципу проб и ошибок, для своих проектов брали фактуры и материалы, которые бы отражали уникальность и индивидуальность студента.
В Баухазе активно поощрялся поиск индивидуального художественного способа самовыражения. Из студентов растили самостоятельных творцов. В. Гропиус надеялся, что школа позволит разбудить таланты и проявить уникальность учеников.
Отличительными чертами Баухауза были:
- направленность на практику;
- объединение ремесла и искусства;
- провозглашение функционализма товаров;
- обучение созданию массового товара, который будет доступен всем.
Еще одной доволно известной дизайн-школой Германии был Веркбунд. Он появился в качестве производственного объединения ремесленников, промышленников и архитекторов. Основной целью это образовательное учреждение ставило трансформацию строительной сферы и преобразование художественного ремесла. У истоков этой школы стояли такие известные дизайнеры как Ле Корбюзье, Фриц Шумахер, Анри ван де Вельде, Герман Мутезиус и др.
Дизайн-образование в Америке
В Америке продвигать дизайн в массы начали Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи и Уолтер Дорвин Тиг. Вместе они сделали первые шаги в развитии комплекса дизайн-образования в стране намного позже, чем это сделали в Европе. Из-за этого многие американские школы испытывали влияние со стороны европейских. Основная особенность дизайн-школ в Америке – их направленность на коммерциализацию дизайна. В целом, они активно занимались промышленным дизайном.
Проблемы современного дизайн-образования в мире
В настоящий момент практически во всех странах мира есть свои школы дизайна. Они занимаются обучением либо узконаправленных специалистов (например, дизайнеров интерьера), либо специалистов широкого профиля. Все школы и дизайн-университеты обучают студентов в рамках потребностей и особенностей конкретной страны.
Основной проблемой дизайн-образования является устаревшие методы обучения. В настоящий момент растет потребность в овладении не только жестких навыков, но и мягких. Это такие компетенции как командная работа, грамотное общение, креативность, инициативность и т.д. Именно на эти навыки необходимо делать упор в процессе создания новых подходов к дизайн-обучению. Необходимо уходить от модели обычной подготовки специалиста, в рамках которой дают просто базу жестких навыков и не развивают мягкие.
В настоящее время также важно уделять внимание тому, как мыслит будущий дизайнер. В рамках традиционного подхода к обучению наблюдается алгоритмизирование создания изделия – прописываются этапы, создаются прототипы и т. д. При таком подходе не происходит учет характерных черт того, каким образом каждый обучающийся работает над проблемой.
Хотя по своей сути дизайнерская активность работает в рамках полного отсутствия строгого разделения на цели, синтез и анализ. Все эти этапы происходят в один момент, а продумывание того, как осмыслить проблему и решить ее, происходит постоянно. Значит, что в современном дизайн-образовании нужно акцентировать внимание не на этапах решения проблемы, а на осознании сущности процесса мышления в проектировании. Также нужно брать во внимание характерные особенности мышления всех учеников.
Достаточно популярным в настоящее время форматом дизайн-образования является принцип liberal arts. Согласно данному принципу студенту преподают большой набор дисциплин, основными из которых являются дисциплины дизайнерские, однако в дополнение к нимт идти различные курсы, которые не связаны с деятельностью дизайнера вообще. При таком подходе можно заложить основы навыка мыслить нелинейно, не ориентируясь на общепрзнанные образцы.