Биография Василия Кандинского
Василий Кандинский появился на свет 1866 году в Москве. В возрасте 5 лет с родителями он переехал в Одессу, там получил базовое образование музыканта и художника.
Кандинский в возрасте 19 лет стал студентом юридического факультета Московского университета. Будучи студентом-юристом, он подрабатывал в типографии, интересовался музейными экспозициями и выставками. В тот период он был восхищен полотнами классических художников – Левитана, Поленова и Репина.
Свою художественную карьеру Василий Кандинский начал в Мюнхене в 1896 году. Будущий художник-авангардист занимался в частной школе Антона Ашбе, пытался поступить в Баварскую Королевскую академию художеств, брал уроки у Франца фон Штука. Во время обучения он написал большое количество пейзажей в стиле импрессионизма.
Рисунок 1. «Швабинг». Василий Кандинский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из этапов его художественной деятельности стало основание своей творческой группы «Фаланга». Ее членами было организовано более двенадцати выставок в разных городах Германии всего за 4 года. В рамках группы была создана школа, где сам Кандинский преподавал живопись. Одной из его выдающихся учениц была немецкая художница Габриэла Мюнтер. В этот период Кандинский работал в романтическом стиле, занимался графикой и оформительской работой.
Им была создана серия лирических гравюр, которые он объединил в альбом. Этот опыт носит название «Стихи без слов. Альбом гравюр».
Некоторое время он вместе с Габриэлой Мюнтер жил во Франции. Там Кандинский познакомился с живописью в стиле фовизма. Это течение настолько увлекло художника, что его стиль начал постепенно меняться в сторону простоты фовизма – ушла фактура, стала сильнее декоративность, усилилось абстрактное начало.
Рисунок 2. «Синяя гора». Василий Кандинский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вернувшись в Мюнхен, Кандинский создал новое творческое объединение. Оно получило название «Новое мюнхенское художественное общество». В основном новое объединение состояло из кубистов, экспрессионистов и кубофутуристов.
Во время Первой мировой войны художник уехал из Германии, вернувшись в Россию. Он был одним из создателей Института художественной культуры, занимался теоретическими поисками в сфере искусства. Из-за разногласий с руководством был вынужден покинуть институт.
После 1922 года под влиянием творчества супрематистов, а также конструктивистов он меняет свой стиль. В его работах начинает появляться геометрия – он стремится к тому, чтобы в работах присутствовала чистота структур и форм.
Позже Кандинский властью был отправлен в Германию для формирования филиала РАХН. Там он был приглашен в Баухауз для преподавания живописи. Ему доверили вести курсы по настенной живописи, а также по теории формы и аналитическому рисунку.
В 1924 году он становится членом творческой группы «Синяя четверка». Стиль его работ снова меняется – Кандинский пишет работы на космические темы. Космос становится для него вершиной мирового порядка. В это время у него появляется большое количество геометрических абстракций.
Рисунок 3. «Композиция VIII». Василий Кандинский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После прихода к власти нацистов Кандинский уехал во Францию. Там им формируются новые виды композиций. Основной темой этого периода стал микромир. В его работах появляются изогнутые линии, которые отдаленно напоминали живые клетки. «Движение I».
Теоретические работы Василия Кандинского
В 10-х годах XX века Кандинский отказывается от предметности в своих работах. Он создает три вида абстрактных полотен:
- импровизации;
- импрессии;
- композиции.
Одной из первых теоретических работ Василия Кандинского стала книга «О духовном в искусстве». В этой книге описываются все главные постулаты его теории. В работе он критикует реалистическое искусство, требует отказа от этой формы выражения. Кандинский пишет о том, что изображение реального является противопоставлением искусству.
Также в этой работе были описаны основы цветоведения для художников – о нем говорится в главах «Движение цвета» и «Язык форм и красок». Кандинский дает описание цветам, характеризует их особенности и звучание. Художник описывает, как работают цвета между собой, какая цветовая гамма смотрится лучше.
В 1924 году вышла его теоретическая работа «Точка и линия на плоскости». В ней были описаны принципы работы абстрактного художника, дана база абстрактной живописи. Кандинский объясняет, как точка, начиная движение, становится линией, а линия приводит работу в конечный вид.
По теории цвета Кандинского каждый цвет порождает в душе человека вибрации, которые воздействуют на все окружающее. Цвет способен погубить и вылечить. Для Кандинского цвет являлся одним из основных инструментов влияния на душу человека. Художник лишь помогает цветам раскрыться, является проводником для них, резонатором.
Вибрация цвета присутствует в каждом виде искусства. Так в музыке вибрации создаются звуком. В литературе – буквами. Каждый цвет, по его мнению, выражается в конкретной геометрической форме. У синего, например, может быть любая форма выражения, потому что он в любой своей форме и контрастности сильно воздействует на человека.
Принципы работы Кандинского
Кандинский сформулировал следующие принципы работы:
- Первый принцип – проживать цветную жизнь. Кандинский понял, как цвета влияют на человека, разделил цвета на два типа воздействия. Первый уровень воздействия – эстетический, человек просто наблюдает цвет. Второй уровень – контрастный, когда цвет достигает самых глубин души человека.
- Второй принцип – непрерывное развитие стиля. За всю свою жизнь Кандинский не раз поменял свой художественный стиль, искал себя в новых течениях и типах работы. Стилевая гибкость важна для каждого творца.
- Третий принцип – применять контраст в работе. Для Василия Кандинского важной составляющей работы была сила контраста. По его мысли работа не могла быть законченной, если к форме и цвету не добавлялся контраст.
- Четвертый принцип – осознать баланс между внешним выражением и содержанием картины. Каждая работа должна быть не только эстетически привлекательной, но и показывать внутренний мир творца.