Что такое брендбук
Брендбук (брендовая книга) – это документ, в котором прописаны все характерные черты бренда, философия организации, фирменные цвета компании и даже принцип нанесения логотипа на разные поверхности.
Данный документ должен быть в каждой организации. Это пособие для работников и посредников, которое поможет соблюсти политику компании и не отступить от фирменного стиля.
Создают брендбуки разные специалисты в дизайн-агентствах. Обычно над таким документом трудится команда специалистов: копирайтер, маркетолог, дизайнер и т. д. Они должны вникнуть в концепцию компании, продумать стратегию бренда, как нужно строить визуальную коммуникацию и собрать все данные в брендбук.
Составляющие брендбука
Брендбук организации может быть разным по объему – все зависит от желания заказчика. У огромных компаний, работающих не только в России, но и других странах, в брендбуке могут быть прописаны детали коммуникации с покупателями и посредниками. У молодых организаций, у которых нет пока корпоративной культуры, брендбук может быть небольшим – но его можно дополнять в процессе развития компании. Основная задача брендбука – определить концепцию компании, характерные черты фирменного стиля и т.д.
Основные элементы брендбука:
- Детальное описание того, как бренд себя позиционирует. Это и миссия, и комплекс ценностей организации. Там же нужно прописать УТП компании, показать плюсы использования товаров.
- Портрет покупателя, т. е. описание ЦА компании.
- Алгоритм продвижения организации.
- Название компании и линейки товаров. Что они значат, как пишутся, как произносятся и т. д.
- Слоган.
- Фирменные знаки, а также варианты их использования. Нужно описать, как можно добавлять фирменные знаки и как нельзя. Например, ни в коем случае нельзя размещать логотип в верхнем левом углу документов, а ставить его только в середине верхней части листа.
- Нюансы использования деталей оформления. Какое расстояние допускается от разных элементов в макете, что нужно для сохранения читаемости текста и т. д.
- Фирменные шрифты и цвета, как их сочетать.
- Фирменная графика - текстуры, иконографика, иллюстрации, характерные особенности работы с фотографиями и т. д.
В брендбуке также должны быть показаны варианты оформления различных носителей: как смотрится фирменный стиль на кружках, пакетах, календарях и т. д. Можно дополнять брендбук по собственному усмотрению. Например, добавить в него сведения о том, как компания развивалась, какие характерные черты этикета в компании есть, как нужно общаться сотрудникам друг с другом и т. д.
Формально можно разделить содержание этого документа на два раздела:
- Описание смыслов в рамках бренда.
- Алгоритм применения фирменного стиля. По-другому данную часть называют гайдлайном.
По структуре все брендбуки похожи: вначале идет характеристика компании, потом особенности организации, а в конце – как использовать фирменный стиль.
Брендбук театра, музея и других учреждений культуры
В целом, брендбук для организаций культуры создается по тем же принципам, что и для других компаний. Для начала нужно провести полноценный анализ состояния компании, конкурентов, а также варианты фирменного стиля у ведущих компаний в отрасли (в случае музеев и театров это главные культурные площадки страны, например, Мариинский театр, Пушкинский музей и т. д.).
Обычно стиль культурных площадок минималистичен и технологичен, хотя некоторые организации до сих пор стараются держаться в рамках классического позиционирования. Обычно фирменный стиль таких учреждений основан на силуэте здания (например, Большой театр) или на символах, которые ассоциируются с театром (веер, маски и т. д.).
В начале прописываются все детали становления культурного учреждения. Это могут быть факты о тех людях, которые занимались созданием музея / театра и т. д. Далее – необходимо прописать ценности организации. В смысловой раздел брендбука музея можно добавить информацию о том, как пополнялась коллекция, например, как завозились полотна, с какими трудностями пришлось столкнуться. В случае театра можно добавить данные об известных актерах, которые служили в этом учреждении.
Фирменный стиль должен быть основан на пожеланиях заказчика. Дизайнер обязан подобрать фирменные цвета, шрифты и т. д., то есть, все то, что будет использоваться для коммуникации со зрителями и посетителями. В брендбуке следует показать, как выглядит фирменный стиль на афишах, программках и других продуктах графического дизайна.
Также в нем можно прописать, как будет выглядеть форма сотрудников, речевые формулы для грамотной коммуникации и т. д.