Культурные проекты современного социума
Приоритетные социокультурные проекты направлены на создание благоприятных условий для творчества, производственной деятельности и отдыха человека, удовлетворения его культурных потребностей, запросов и интересов; поддержку и сохранение этнокультурного многообразия, участия граждан в культурной жизни (города, региона, страны); использование ресурсов культуры для социально-экономического развития; создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами; создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межкультурного диалога; организацию рекреационных (природных) зон, поддержание института семьи, воспитание творческой личности, соответствующей культурным традициям и нормам социального производства, принципам социализации и многое другое (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Приоритетные направления социокультурного проектирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Проект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Социокультурная среда (духовно насыщенное культурное пространство, оптимизация условий саморазвития человека), образ жизни (социально-культурная деятельность), сферы жизнедеятельности личности в социуме (образовательная, производственная, досугово-рекреационная, туристско-экскурсионная, информационная и др.) реализуются и финансируются согласно проектному плану, который разрабатывается в соответствии с существующими методическими рекомендациями. Все этапы проектной разработки подробно излагаются и планируются с указанием целей, задач, сроков реализации, места реализации, целевой аудитории, партнеров проекта, основных мероприятий, материальных ресурсов для осуществления проекта.
Таким образом, несмотря на социальную направленность проектной деятельности (область творческого, духовного развития и др.), реальная реализация социокультурного проекта требует разработки специальной документации, сопровождающей деятельность любой компании − «путеводитель», раскрывающий содержание и направленность проекта, представляющий логотип мероприятия, обоснование социально-ценностного статуса проекта, хронологию проводимых в рамках проекта культурных мероприятий (конкурсов, соревнований, выставок, концертов, семинаров, конференций и др.), их визуализацию с использованием оригинальной графики и т. д., т. е. все составляющие элементы, знакомые дизайнеру под наименованием «брендбук» (рис. 3, 4).
Рисунок 3. Брендбук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Полиграфия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 4. Полиграфия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше представлены визуальные стилеобразующие элементы брендбука социокультурных проектов.
Брендбук социокультурного проекта: задачи дизайнера
Как известно, основной предпроектной задачей разработки брендбука как объекта коммуникативного дизайна, является исследование предмета проектирования. В этом направлении дизайнеру для вещественного воплощения социального задания помогает анализ механизмов реализации культурной политики (рис. 5), способствуя преодолению использования универсальных приемов, устоявшихся стереотипов и приданию брендбуку, сопровождающему художественные, культурно-просветительские и др. проекты необходимой функции инструмента социально-коммуникативной связи, максимально содержательной, композиционно и эстетически выверенной.
В задачи дизайнера входить конструирование «путеводителя» таким образом, чтобы целевая аудитория смогла четко уяснить суть социокультурного проекта, его значимость и решаемые с его помощью конкретные проблемы, использовать яркую проектную символику, объединяющую содержание «путеводителя», гармонично встроить в содержание логотип (соблюсти «охранное поле» логотипа в фирменном блоке проекта) и использовать соответствующий шрифт, композиционно разработать сочетание графических элементов, текста, фотографий, схем, рисунков и др. Разрабатываемый дизайнером брендбук социокультурного проекта должен максимально точно передавать концепцию проекта, независимо от его объема и количества разделов, раскрывать культурную стратегию и культурную политику проекта, формировать и поддерживать имидж проекта.
Рисунок 5. Алгоритм социально-культурного проектирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Брендбук как путеводитель социокультурного проекта
Одним из первоочередных правил разработки «путеводителя» социального проекта является применение компонентов единого визуального стиля, который в обязательном порядке используется для оформления информационно-рекламных материалов всех мероприятий, запланированных проектом. В зависимости от предполагаемого объема брендбука формируется содержание разделов. При этом обязательными для освещения являются разделы: аннотация проекта, содержащая обобщенно его культурно-исторические предпосылки (возможно с иллюстрациями), цель проекта (творческая, природоохранная, социальная, познавательная и др.), перечень основных задач, направленных на достижение цели, четкое указание на даты реализации проекта и всех плановых мероприятий в рамках его выполнения, конкретизацию места (или мест) реализации проекта, указание возрастного ценза целевой аудитории, подробный перечень партнеров проекта (творческие группы и объединения, коллектив ученых, детские образовательные учреждения и др.), описание основных запланированных мероприятий и, наконец, структуры, обеспечивающие финансирование проекта.
Акцентными объектами брендбука станут иллюстративные материалы, поддерживающие и сопровождающие текстовые сообщения. Создаваемый согласно рекомендуемым методикам, брендбук будет важным фактором привлечения не только основной целевой аудитории для участия в культурных мероприятиях, но также большого количества граждан, заинтересованных в решении актуальных социальных проблем современности.