Что такое брендбук и для чего он нужен
Брендбук (брендовая книга) – это официальный документ фирмы, в котором описаны концепция и атрибуты бренда, целевая аудитория и позиционирование организации.
Обычно брендовая книга формируется из двух частей: основная информация о компании и визуальная концепция. Брендбук является как источником вдохновения для сотрудников и партнеров компании, так и законом, который определяет, как нужно применять базовые элементы фирменного стиля компании вроде логотипа, фирменных цветов, шрифтов и т. д.
Основной задачей такого документа является формирование единого образа для создания позитивного понимания бизнеса покупателями.
К базовым целям формирования брендбука можно отнести:
- обновление данных о компании и формирование смысловой базы бизнеса;
- привлечение работников в процесс создания бизнес-концепции, бренда;
- увеличение продуктивности дизайнерской концепции бизнеса;
- формирование единого образа для создания позитивного восприятия компании покупателями;
- регуляция электронных активов и компонентов фирменного стиля.
Создание брендбука дело весьма затратное, иногда руководители организаций платят дизайн-студиям за это несколько сотен тысяч рублей. Но эти деньги расходуются не впустую, а на создание успешного бренда, который позже принесет больший доход за счет роста узнаваемости. Так, брендбук может решить такие задачи, как:
- Задачи бизнеса. Брендбук необходим ля тех компаний, которые думают над увеличением собственной доли на рынке или открытием франшизы. Он нужен для того, чтобы объяснить партнерам концепцию и фирменный стиль организации.
- Задачи маркетинга. Брендбук позволяет упростить работу маркетингового отдела в рамках выстраивания коммуникации, процесса привлечения новых покупателей, запуска обновленного товара.
- Задачи коммуникации. С помощью брендбука можно изменить отношение людей к компании, причем это может сработать даже с сотрудниками.
Основной задачей всех компаний является не только заработок средств, но передача чего-то важного и полезного людям. И именно в брендбуке можно заложить основы ценностей, которые транслирует компания.
Элементы бренда
Брендбуки часто состоят из большого количества разделов, у разных компаний они различаются. Единственный блок, который присутствует во всех книгах, – смысловой. С него начинается брендбук. В нем прописывают все ценности организации, маркетинговую стратегию, все элементы фирменного стиля. Все компоненты бренда должны быть понятны простому человеку, чтобы он пришел и купил продукцию этого бренда.
Второй блок в брендбуке рассказывает об идентификации компании. В данном разделе речь ведется о логотипе или же фирменном знаке компании. Логотип является базовым активом компании, он соотносит в голове покупателя с организацией и товаром.
Третий блок – алгоритм использования фирменного стиля. В нем находятся все правила применения элементов фирменного стиля. Обычно в этом разделе много иллюстративного материала для показа того, как должны располагаться различные элементы фирменного стиля на разных носителях.
Брендбук фестиваля, конкурса и других массовых культурных событий
Брендбук для данных мероприятий необходим не только для партнеров этих культурных событий, но и для сотрудников. С самого начала нужно провести оценку мероприятия, поговорить с руководителями и организаторами, спросить об опыте организации других событий. Все это должно натолкнуть дизайнера на мысли о смысловой части брендбука.
В ней обязательно должно быть прописано название мероприятия, с какой частотой оно проводится, в чем его специфика. Важно помнить, что этот раздел является маркетинговым. Нужно продать фестиваль или конкурс партнерам и посетителям.
Из-за этого необходимо брать во внимание интересные факты о событии. Необходимо прописать, как возникла идея организации фестиваля, когда прошел первый фестиваль, если это уже не первое событие такого рода. В общем, в смысловой части уделяется внимание всем маркетинговым деталям, которые могут привлечь людей. Можно также упомянуть о значимых гостях мероприятий – музыкантах, актерах, политических и общественных лидерах.
В разделе айдентики необходимо показать логотип мероприятия, рассказать о специфике названия. Также, если название сложное, стоит добавить варианты написания и произношения, чтобы никто не запутался.
В блоке фирменного стиля разрабатываются различные визуальные элементы фестиваля. Это не только афиши, но и бейджи, проходки, внешний вид билетов, оформление сцены и зон. Также нужно упомянуть, как будут выглядеть сотрудники на фестивале / конкурсе. Внешний вид персонала должен быть сформирован в общей тематике мероприятия.