Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восточный деспотизм

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

начало современной дискуссии о деспотизме восходит к французской общественной мысли XVIII в. Ш. Монтескье (Montesquieu, 1748) делил политические системы на республики, монархии и деспотии на основании присущих им соответственно принципов до стоинства, чести и страха. Различия между монархией и восточным деспотизмом определялись следующим образом: (1) монархии были основаны на устойчивой иерархической стратификации, деспотизм же предполагал всеобщее рабство; (2) монарх следовал обычаю, тогда как деспот правил в соответствии со своими прихотями; (3) для деспотизма не характерны посреднические институты между подданными и правительством. В рамках физиократической традиции ожидалось, что просвещенный деспот устранит традиционные ограничения прогресса и экономического развития, тогда как восточный деспот считался находящимся во власти своих произвольных наклонностей. С точки зрения утилитаристов, деспотизм был основой традиции и невежества, подкрепленных контролем со стороны духовенства. Марксизм соотносил восточный деспотизм с азиатским способом производства, связывая произвольный характер политической жизни с тем фактом, что в восточных обществах земля контролировалась государством. Восточный деспотизм был характерен для стран, в которых государство доминировало над гражданским обществом в отсутствие индивидуализма, права политического представительства, личной свободы, и в которых господствовали произвол, стагнация и отсталость. Предметом более поздних дискуссий была выдвинутая К. Витфогелем (Wittfogel, 1957) идея о том, что национализация земли при Сталине связана с преемственностью деспотизма в России от царизма к социализму, когда «азиатские условия» сохраняются при переходе от восточной бюрократии к бюрократии партийной. М.Вебер (Weber, 1950; 1951; 1958b) утверждал также, что политические системы Востока были патримониальными бюрократиями; эти государства отличались произволом и деспотизмом. Социальными условиями для патримониального деспотизма были отсутствие независимых городов, рационального права и частной собственности.

Научные статьи на тему «Восточный деспотизм»

Виттфогель: теория происхождения государства

Так создается восточная деспотия, называемая так же «гидравлическим государством», представляемая особым...
Отсутствие деспотизма в Японии невозможно объяснять тем, что она не подвержена завоеванию деспотизма....
Поэтому вопросы о причинеяпонской устойчивости к деспотизму так остается открытым на сегодняшний день

Статья от экспертов

Восточный (османский) деспотизм в сочинениях М. М. Сперанского

В статье исследуются взгляды М. М. Сперанского на государственное устройство восточных обществ и проблему восточного деспотизма применительно к Османской империи.

Научный журнал

Политический строй Древнего Востока

Восточная деспотия На Древнем Востоке государственная власть утвердилась в специфичной форме власти,...
получившей название восточной деспотии....
Определение 2 Восточная деспотия — это неограниченная монархия, в своих действиях не связанная законами...
Правитель в условиях развитого деспотизма считался не только носителем всей полноты власти — исполнительной...
Однако в разных государствах Древнего Востока степень деспотизма различалась: от наиболее полной в Древнем

Статья от экспертов

«Восточный деспотизм» К. А. Виттфогеля (к 50-летию «Странной» книги)

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Адаптация

приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культу ры и этнического языка к условиям иной социальной, этнической, культурной и языковой среды, обычно при смене места проживания. Имеет следствием развитие индивидуального и (или) коллективного билингвизма, смену языка, смену или формирование двойного куль турно-языкового сознания, усвоение новых навыков поведения, в том числе речевого. Соотв. различают языковую, социальную, культурную (то же, что и аккультурация) адаптацию, в зависимости от того, на ка ком именно из аспектов изменения сознания и поведения индивида (коллектива) ставится смысловой акцент. Напр., адаптация русских эмигрантов к условиям новой страны проживания.

🌟 Рекомендуем тебе

Клан

социальная группа, считающая себя происходящей от общего предка, мистического или реального.

🌟 Рекомендуем тебе

Обмена теория

концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаи модействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot