«полезный» музей, оказывающий благотворное воздействие на связанные с ним сообщества через организацию досуга и просвещение местного населения на основе изучения его актуальных нужд и потребностей. Термин «Живой музей» предложен в 1917 американским музеологом Д.-К. Данном; предвосхищал идеи «новой музеологии».
В статье рассматривается термины «медиация» и «медиатор», их эволюция в истории музеологии, осмысление сущности медиации и той роли, которую играет в музее медиатор по мысли французских, швейцарских и канадских исследователей. В статье приводятся размышления различных исследователей о значении процессов обучения в ряду других функций музея, проводится параллель между музейной медиацией и музейной педагогикой, отмечается их сходство и различие.
Автор статьи предлагает обратиться к феномену музейной среды. Важнейшим элементом метасистемы музейной среды выступает музейная экспозиция, проведя ее ретроспективный анализ на основе трудов российских и зарубежных музеологов, автор приходит к выводу о наличие инвариантных составляющих музейной экспозиции: экспоната, экспозиционного пространства и идеи, положенной в основу музейной экспозиции или выставки. В рамках культурной парадигмы под влиянием диверсификации восприятия экспозиции посетителем эволюционировали методы экспонирования и грани взаимосвязи посетитель-музей. Примеры экспозиций музеев России и стран Европы дают понимание того, какие новые тенденции характерны для музейной среды. Особое внимание уделяется современным формам инвариантных составляющих музейной экспозиции, констатируется необходимость их осмысления на нынешнем этапе развития музейного дела.
направление зарубежной музеологии, возникшее в 1980-х гг. на основе теоретического обобщения опыта развития общинных музеев, экомузеев и других музеев нового типа. Музей рассматривается Н.м. прежде всего как форма, нацеленная на решение актуальных проблем местного сообщества. Основатели «Новой музеологии» французские музеологи Ж.-А. Ривьер и Ю.Де Варин сформулировали ее важнейшие положения, зафиксированные в т.н. Квебекской декларации (1984). Особое распространение идеи «Новой музеологии» получили в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки. «Новая музеология» оказывает определенное влияние на современную музейную практику в РФ.
юридический документ, составляемый комиссией по паспортизации музеев муниципальных образовательных организаций. В акте дается оценка деятельности музея и выносится заключение о целесообразности присвоения ему статуса музея муниципальной образовательной организации.