Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Статуса противоречивость

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

в многомерных системах стратификации индивиды могут обладать противоречивыми статусами. Например, индивиды с высоким уровнем образовательных достижений, обеспечивающим высокий социальный статус в одном из измерений стратификации, могут иметь низкооплачиваемый и не престижный род занятий, что указывает на низкий статус в других измерениях. Г. Ленский (Lenski, 1954) предложил данный термин вместе с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. Он указывает на четыре важных измерения статуса: доход, престиж рода занятия, образование и этничность. Считается, что противоречие между статусами способствует возникновению чувства возмущения (resentment) у индивидов, которые вследствие этого могут либо поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение системы стратификации, либо пытаться кристаллизовать свои статусы, изменяя собственную личную ситуацию (в приведенном выше примере — повышая свой профессиональный уровень).

Научные статьи на тему «Статуса противоречивость»

Проблема социальных ролей

Определение 1 Социальная роль присваивается индивиду как приложение к его статусу....
Это определенная поведенческая модель, ожидаемая обществом от обладателя социального статуса....
, серьезно отягощено противоречивыми требованиями....
Вид социальной роли зависит от общественного отношения: Социальные роли: связанные со статусом человека...
Другая весомая проблема – попытка увязать несколько противоречивых социальных ролей при ролевом конфликте

Статья от экспертов

Противоречивость этнического статуса как фактор территориальной дезинтеграции

Статья посвящена анализу роли этностатусной противоречивости в детерминации процессов территориальной дезинтеграции. Фиксируются базовые движущие силы этнического сепаратизма в аспекте этностатусной проблематики. В качестве основных факторов формирования и развития этнического сепаратизма выделяются недовольство большей частью этногруппы ее коллективным статусом и деятельность этнической элиты или контрэлиты, направленная на стимулирование этномобилизационной активности групп с сепаратистскими целями. Констатируется невозможность исключения из комплекса детерминант этнического сепаратизма как субъективных, так и объективных этностатусных показателей, образующих сложную систему взаимодействий. Обосновывается определение этнополитической конфликтности в качестве свойства этностратифицированных социальных систем. С опорой на ресурсный подход к социальной стратификации в трактовке П. Бурдье, в качестве доминирующих маркеров, определяющих этностатусное положение этнических общностей, выд...

Научный журнал

Проблемы создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов

Проблемы функционирования таможенных постов Значимой проблемой становится определение правового статуса...
Противоречивость в процессуальном положении таможенных постов, не имеющих статуса юридического лица,...
нормативно-правовые акты России не устанавливают критерии, влияющие на наделение таможенных постов статусом...
Отсутствие предпосылок для создания и противоречивость правового статуса таможенных постов заставляет

Статья от экспертов

Противоречивость социального статуса современного студента: социологическое измерение

Раскрывая социальный облик современного студенчества, необходимо учитывать глубокие изменения, происходящие в самом обществе: трансформацию его основных институтов, стратификационных характеристик, основных смыслообразующих ценностей.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Массовое наблюдение»

организация, созданная в 1936 г. с целью проведения социальных обследований населения и максимально широкого освещения их результатов. Ее основатели считали, что социальная наука не должна быть чисто академической, и провели большое количество исследований, основанных на дневниках, отчетах регулярных участников происходящего и анкетах. Возможно, их исследовательские методы не всегда можно назвать технически совершенными, однако результатом этих исследований была очень подробная картина социального изменения в Британии до и во время Второй мировой войны.

🌟 Рекомендуем тебе

Адресант

тот, к кому обращается говорящий. Является одним из важнейших компонентов (ситуативных переменных) коммуникативной ситуации.

🌟 Рекомендуем тебе

Отчуждение

данным понятием обозначается отчуждение (estrangement) индивидов от самих себя и других индивидов. Первоначально этот термин имел философский и религиозный смысл, однако К. Маркс трансформировал его в социологическое понятие в своих «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Маркс считал, что человеческое отчуждение коренится в социальных структурах, лишающих людей их человеческой сущности. Он полагал, что человеческая сущность реализуется в труде, совместной созидательной деятельности, посредством которой люди преобразуют мир вокруг себя. Процесс производства является процессом «опредмечивания» человеческой сущности, в ходе которого люди производят материальные предметы, воплощающие свойственное им созидательное начало, но обладающие отдельным от своих создателей существованием. Отчуждение имеет место тогда, когда в результате опредмечивания своей сущности человек не узнает себя в своем продукте, который превращается в чужой, «не свой», «противостоящий ему в качестве независимой силы». Однако опредмечивание становится отчуждением только в конкретных исторических условиях капитализма. Источником отчуждения является присвоение одной группой людей (капиталистами) продуктов, созданных другими людьми. Маркс рассматривал отчуждение и как субъективное состояние (чувство отчужденности), и как структурную категорию, характеризующую социальный и экономический порядок при капитализме. Маркс различал четыре проявления отчуждения. (1) Рабочий отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он произвел, присваивается другими и больше ему не подвластно. (2) Рабочий отчуждается от процесса производства. Работа становится чуждой деятельностью, которая не приносит внутреннего удовлетворения, навязывается рабочему извне, теряет качество самодостаточной цели и представляет собой вынужденный труд по чьему-либо приказанию. Работа, фактически, становится продаваемым товаром, вся ценность которого для рабочего состоит в возможности его продажи. (3) Рабочий отчуждается от своей человеческой природы или своего «родового бытия», поскольку первые два аспекта отчуждения ведут к тому, что его производственная деятельность лишается тех специфически человеческих качеств, которые отличают ее от деятельности животных и, таким образом, определяют природу человека. (4) Рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм трансформирует социальные отношения в рыночные, когда люди оцениваются скорее в соответствии с их рыночной позицией, а не на основании их человеческих качеств. Они начинают относиться друг к другу как к чему-то овеществленному — как к рабочему или капиталисту, — а не как к людям. Капитал сам по себе является источником дальнейшего отчуждения в рамках развитой капиталистической экономики. Это связано с тем, что накопление капитала порождает его собственные «потребности», низводящие людей до уровня товара. Рабочие превращаются в один из факторов в операциях капитала, их деятельность определяется скорее требованиями прибыльности, нежели их собственными человеческими потребностями. В рыночной экономике накопление определяется правилами рынка, которые представляют собой совокупность безличных механизмов, господствующих над всеми экономическими деятелями — как капиталистами, так и рабочими, — поскольку рынок обладает принудительной силой. Маркс отмечал, что, несмотря на то, что потребности прибыли и накопления капитала представляются живущими своей собственной жизнью, эти безличные механизмы в действительности маскируют человеческое происхождение капитала и эксплуатацию, позволяющую одному классу присваивать то, что производится другим. Со временем понятие отчуждения потеряло значительную долю своего изначального социологического смысла, вложенного в него Марксом, и стало использоваться для обозначения целого ряда явлений. Последние включали в себя всякое чувство отделения от общества и недовольства им; ощущение морального упадка в обществе; чувство бессилия перед лицом незыблемости социальных институтов; безличный, дегуманизированный характер крупномасштабных и бюрократических социальных организаций. В первых двух случаях данное понятие в большей степени сходно с понятием аномии Дюркгейма, нежели с марксистской концепцией отчуждения. В последнем случае оно соответствует веберовской точке зрения относительно бюрократической тенденции современного общества. В 1950-е и 1960-е гг. американские обществоведы подчеркивали скорее субъективную или психологическую грань отчуждения, нежели его социально-структурный аспект. Даже когда они рассматривали структурные условия, они пренебрегали марксовой социологией капитализма. М.Симан (Seeman, 1959) выделял множество различных психологических состояний, измеряемых им посредством установок шкал. Такой аспект отчуждения, как «бессилие», связан с существующим у людей ощущением невозможности влиять на свою социальную ситуацию. «Бессмысленность» ('meaninglessness') — это ощущение того, что для достижения значимых целей необходимы незаконные средства. Ощущение «изолированности» возникает тогда, когда люди чувствуют свою отдаленность от норм и ценностей общества. «Отчужденность от самого себя» ('self-estrange ment') означает неспособность найти деятельность, которая приносила бы психологическое удовлетворение. Р.Блаунер (Blauner, 1964) связывал эти аспекты субъективного отчуждения с различными типами работы, существующими в современной индустрии, и утверждал, что решающим фактором отчуждения является производственная технология. Он считал, что старинная ремесленная работа была в гораздо меньшей степени сопряжена с отчуждением, поскольку ремесленники сами управляли своим трудом, занимались «цельными» задачами, имевшими смысл, имели возможность общения с коллегами на работе и получали психологическое удовлетворение от работы. Отчуждение достигло своего пика в условиях массового производства, работы на сборочном конвейере, соотносимых с фордизмом. Темп работы при этом был неподвластен работникам, задачи разбивались на мелкие фрагменты, а социальная общность отсутствовала. Блаунер полагал, что автоматизация будет способствовать большему удовлетворению от работы и таким образом искоренит отчуждение. Авто матизация предполагала, что работа большую часть времени будет носить рутинный характер, но в чрезвычайных обстоятельствах от индивидов будет требоваться мастерство, слаженная коллективная работа и понимание процесса в целом. Американский подход в сущности приравнивал отчуждение к существующему у людей чувству неудовлетворенности жизнью или работой, что очень далеко от оригинальной марксовой трактовки. В последнее время данный термин реже используется социологами. Многие современные марксисты не видят необходимости в его сохранении, полагая, что Маркс в своих зрелых работах отказался от понятия отчуждения в пользу понятия эксплуатации. Большинство немарксистских социологов считает, что оно стало слишком расплывчатым, а потому бесполезным.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot