Таможенные органы – это элемент правоохранительной системы, осуществляющий защиту суверенитета и экономической безопасности государства, контроль условий и порядка перемещения продукции и транспорта через границу, а также взимающий и оформляющий соответствующие платежи.
Система таможенных органов
Важнейшим условием эффективного функционирования таможенных органов в современных условиях становится наличие рациональной и отлаженной структуры. Таможенные органы России – это единая федеральная централизованная система, в структуру которой входят:
- федеральный орган, наделенный полномочиями в сфере таможенного дела;
- система региональных таможенных управлений;
- таможни;
- система таможенных постов.
Подобная структура таможенной система в нашей стране довольно стабильна, однако динамично меняющаяся внешняя среда требует ее совершенствования для адаптации к условиям рынка. Вместе с тем, необходимо учитывать, таможенные органы являются не только фискальными, но и правоохранительными органами, выполняющими важнейшие задачи:
- поддержание государственной экономической безопасности;
- защита права на интеллектуальную собственность;
- сокращений преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов таможни.
Проблемы функционирования таможенных постов
Значимой проблемой становится определение правового статуса таможенного поста, не являющегося юридическим лицом, что связано с неопределенностью их процессуального положения. Общие положения предусматривает отсутствие у таможенных постов возможности выступать в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде. На практике это вызывает трудности в обжаловании действий или решений данных органов.
Противоречивость в процессуальном положении таможенных постов, не имеющих статуса юридического лица, связана с появлением проблемы определения подсудности споров относительно деятельности таких таможенных органов. Следует подчеркнуть, что вопрос о подсудности споров с таможенными постами особенно актуален для участников внешнеэкономической деятельности. Так, зачастую таможня и подчиненный ей таможенный пост территориально отдалены друг от друга.
Таким образом, нормативно-правовые акты России не устанавливают критерии, влияющие на наделение таможенных постов статусом юридического лица. Отсутствие предпосылок для создания и противоречивость правового статуса таможенных постов заставляет многих аналитиков и исследователей задуматься в целом о целесообразности их наличия среди таможенных органов страны.
Проблемы регулирования специализированных таможенных органов
В компетенции специализированных таможенных органов осуществление конкретных функций или таможенных операций.
В настоящее время выделяют следующие виды специализированных таможенных органов:
- Региональное оперативно-поисковое управление
- Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры
- Региональное таможенное управление организации силового обеспечения
- Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.
Необходимость появления подобных структур была связана с необходимостью образования сложных по структуре и значительных по численности подразделений аппарата, наподобие главного управления или департамента. В результате появились специализированные, исполняющие функционал структурных подразделений, но формально являющиеся отдельным самостоятельным органом, подразделения, которые плохо вписались в систему таможенных органов, исходя из требований таможенного законодательства. Следовательно, основной проблемой становится их присоединение к общей системе таможенных органов, без выделения в специализированную единицу.
Многие специализированные таможенные органы находятся среди таможенных постов и таможен. При этом их существование нарушает иерархичность, которая присуща системе таможенных органов, а также частично повторяет компетенцию различных звеньев таможенных органов. Таким образом, правоохранительные действия таможен оказываются под двойным контролем: специализированного таможенного органа и оперативной таможни.
Проблемы структурной перестройки таможенных органов
В последние годы чувствительная и болезненная тема для бизнеса связана с систематической структурной перестройкой системы таможенных органов, которая предполагает территориальные перемещения органов таможни. Особенности территориального размещения таможенных органов – это важнейший фактор, определяющий качество внешнеэкономической деятельности страны. Вместе с тем, территориальное размещение органов таможенной системы связано с природно-географическими и экономическими факторами, подразумевающими:
- рациональное управление материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами региона;
- комплексное содействие развитию экономики районов, сбалансированное сочетание производственной и непроизводственной сфер.
Однако, на практике сегодня указанные принципы и факторы не учитываются при определении территориального размещения таможенного органа. Ликвидация, реорганизация или смена местонахождения таможенного органа часто не имеет под собой четкого и понятного основания, были случаи ликвидации технически оснащенных и хорошо работающих таможен и таможенных постов.
Отметим, что территориальное перемещение таможенных органов затрагивает интересы широкого круга участников: должностные лица таможенных органов, теряющие рабочие места; лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные представители, владельцы склада временного хранения, таможенные склады и пр.), вынужденные изменять дислокацию деятельности; участники ВЭД, для которых растут непроизводственные издержки.
Таким образом, для упорядочения процесса перестройки структуры таможенной системы необходимо на законодательном уровне закрепить основания для создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов.