В статье исследована концепция безопасности движения поездов, согласно которой безопасность обеспечивается иерархической, на базе комплексной локомотивной системы безопасности, системой с расширением функций, включающей данные спутниковых систем навигации ГЛОНАСС/GPS, а также электронные карты перегонов и путевого развития станций, формируемых на основе единой координатной базы данных. Рассмотрены формирование и техническая реализация уровней обеспечения безопасности. Приведена классификация систем контроля и диагностирования подвижного состава. Проанализированы особенности построения и функционирования, достоинства и недостатки систем контроля: стационарных и на ходу поезда; внешних и встроенных; ручного, автоматического и автоматизированного контроля. Показано, что многоуровневая система безопасности включает как технические системы автоматического и автоматизированного диагностирования подвижного состава на ходу поезда, так и алгоритмы их функционирования. Сделан вывод о том, что...
Рассмотрены общие вопросы диагностирования технических систем на примере железнодорожного транспорта. Приведены общие критерии и способы оценки функционирования на основе кибернетической модели железнодорожных перевозок как конвейерной системы. Рассмотрены также методы и алгоритмы описания технического состояния подвижного состава. Предложены оригинальные средства анализа надежности, включая вероятностные, графо-аналитические, имитационные и игровые модели. Материал изложен на достаточно популярном уровне, не требующем знаний математики выше стандартного образовательного курса. Предметная область рассчитана на практическое применение.