Понятие «Белые воротнички»
служащие, работники преимущественно умственного труда.
Б. Уилсон (Wilson, 1966) определил секуляризацию как процесс, в ходе которого религиозные мышление, практика и институты теряют социальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Критики концепции секуляризации утверждают, что (1) она предполагает существование некоего «золотого века» религии, когда религиозные институты действительно имели большую социальную значимость; (2) преувеличивает значение рациональных светских убеждений в современном обществе, не принимая во внимание существование суеверия и магии; (3) не в состоянии объяснить распространенность среди молодежи различных культов, в особенности тех, что происходят от восточных религий, таких, как Харе Кришна, Миссия Божественного Света и Мехер Баба; (4) недооценивает значение организованного христианства как политической силы в Европе и Северной Америке; (5) в сравнительном плане жизнеспособность сионизма, воинствующего ислама или радикального католицизма в Латинской Аме рике указывает на то, что необходимой связи между модернизацией и секуляризацией не существует; (6) принимая узкое определение религии, эта концепция приравнивает секуляризацию к дехристианизации; (7) в современных обществах имеют место процессы, приписывающие человеческой самости трансцендентальное или сакральное значение; данные процессы составляют «невидимую религию». Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на эту критику, можно утверждать, что разнообразие религиозных культов и практик в современном обществе свидетельствует о том, что религия в настоящее время является скорее делом личного выбора, нежели господствующей характеристикой общественной жизни. Утверждается также, что, хотя религия может играть важную роль в фундаменталистской борьбе против модернизации, как в случае с современным Афганистаном и националистическими движениями в России, в долгосрочной перспективе модернизация общества действительно вызывает секуляризацию. Однако процесс секуляризации по-разному протекает в различных индустриальных обществах. В некоторых европейских обществах (таких, как Франция, понимание процесса секуляризации необходимо для любого анализа культуры капиталистических обществ. Наконец, некоторые теоретики глобализации утверждают, что религия вносит существенный вклад в возникновение глобальных культур.
Причины секуляризации
Определение 1
Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности...
В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего $XVIII$ в....
В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась...
Замечание 1
Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи...
Ход реформы
Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась
В статье дается панорама религиозного возрождения, которое наблюдается по всему миру. Особое внимание уделяется исламу и евангелическому протестантизму. Это религиозное возрождение заставляет пересмотреть выводы о неминуемой секуляризации и уповать скорее на умеренность в религиозных вопросах, чем на конечное исчезновение религии и вытеснение ее из публичного пространства. Эта умеренность может стать лучшим противоядием против агрессивных фундаменталистов.
Понятие и особенности секуляризации как вида национализации
Определение 1
Секуляризация представляет...
С правовой точки зрения, институт «секуляризации» является процедурой юридической, следовательно, она...
В научной и исторической литературе отмечается, что понятие «секуляризация» впервые появилось в 1646...
Впервые институт «секуляризации» в широких масштабах начал использоваться при изъятии имущества РКЦ (...
В XIX веке процедура «секуляризации» вновь прокатилась по Германии.
Статья посвящена анализу ключевых аспектов современности и постсовременности с точки зрения феномена секуляризации, который считается одним из решающих процессов в переходе от традиционного мира к модерну. Процесс секуляризации сопровождался ослаблением чувства онтологической укорененности в мире и распространением нигилизма. В статье разбирается концепция итальянского философа Дж. Ваттимо, которая связывает процесс секуляризации с онтологическими проблемами современного мышления и предлагает оригинальное решение апорий и парадоксов постмодерна.
служащие, работники преимущественно умственного труда.
понятием роли обозначается набор социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с той или иной социальной позицией. Половые роли соответственно — это атрибуты и ожидания, связанные с различными гендерами, с существованием в обществе в качестве мужчины или женщины. Еще один термин, который иногда используется для обозначения этих специализированных половых ролей, — половое разделение труда. Подобно ролям в целом половые роли могут рассматриваться различным образом: либо как имеющие лишь отчасти жесткий характер (в этом случае подчеркивается, что они определяются в ходе взаимодействия), либо как жестко фиксированные и имеющие предписывающий характер. Последняя трактовка определяется теорией функционализма, согласно которой половые роли подобно любым другим отражают устоявшиеся социальные нормы и образцы социализации. В США и Британии в середине ХХ в. социально определяемые роли мужчин и женщин резко отличались друг от друга. От женщин ожидались сосредоточенность на домашних и семейных делах, уход за детьми и мужем, воспитание детей либо при полном отсутствии работы вне дома, либо при неполном рабочем дне, позволяющем выполнять все обязанности по дому. От тех женщин, что имели оплачиваемую работу, ожидалось выполнение своего рода «женской работы», представлявшей в сущности продолжение их половых ролей, например, работы учителями, сиделками, секретарями у мужчин-менеджеров или работы по обслуживанию посетителей магазинов и ресторанов. В то время в социологии господствовал функционализм, и функционалистская концепция половых ролей не подвергалась сомнению. С тех пор изменились и реальный мир, и социология. Половое разделение труда стало менее жестким. Феминизм способствовал изменению взглядов на содержание половых ролей как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. Существующие образцы женской занятости свидетельствуют о том, что многие женщины не следуют более традиционным предписаниям, касающимся «соответствующей» для женщины работы, и не наделяют домашние обязанности абсолютным приоритетом. Постепенно вместе с развитием симметричной семьи изменились и отношения между мужчинами и женщинами. Что касается социологии, то роли в целом уже не считаются некими жесткими предписаниями. В то же время социологи, анализируя патриархат и развивая такую область, как гендерная социология, изучают природу и происхождение традиционных половых ролей. Однако положения о социальной детерминации половых ролей, выдвигаемые социологами, оспариваются рядом психологов. По мнению последних, биологические различия между мужчинами и женщинами означают, что между их ролями существуют фундаментальные и непреодолимые различия.
проблема объяснения социального изменения была основной для социологии XIX в. Такой интерес к ней был следствием (1) осознания радикальных социальных последствий индустриализации для европейских обществ и (2) понимания существования фундаментального разрыва между европейскими индустриальными обществами и так называемыми «примитивными обществами». Таким образом, теории социального изменения сосредоточивались на природе капиталистического или индустриального развития и видимом отсутствии социального развития в обществах, ставших частью европейских колониальных империй. Для этих теорий был характерен интерес к долговременному и крупномасштабному развитию (макроразвитию). Социологические теории изменения, в особенности XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. Согласно первым, социальное изменение включает в себя основные стадии развития, такие, как «военное» или «индустриальное общество», посредством которых общество прогрессирует от простых, сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным, индустриально-городским формам. Такого рода эволюции теория развивалась О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Анализ социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от теории эволюции, поскольку изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе мыслительной дифференциации (mental differentiation) и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, особенно основанные на Идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений. Это различие между эволюционными и революционными теориями является фундаментальным аналитическим различием, вместе с тем теории социального изменения могут классифицировать и дальше на основании (1) уровня анализа («макро» или «микро»); (2) местоположения факторов, вызывающих изменение (внутренние или внешние по отношению к обществу, институту или социальной группе); (3) причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая ин новация или развитие новых систем убеждений); (4) движущих сил (агентов) изменения (инновационные интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс); (5) характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение социальной системы). Несмотря на то, что вопрос о долговременном структурном изменении все еще присутствует в современной социальной науке, считается, что общая теория изменения неизбежно является слишком неопределенной для того, чтобы способствовать объяснению исторического изменения. Социология ХХ в. тяготела в основном к среднего уровня теории, объясняющей развитие определенных институтов, социальных групп, культурных единиц или убеждений, а не трансформацию обществ в целом. Однако к концу столетия теории изменения на макроуровне или социетального изменения стали более популярными. К их числу относятся концепции постфордизма и постмодерна, пытавшиеся объяснить то что воспринималось как фундаментальные и систематические социальные изменения.
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Наведи камеру телефона на QR-код — бот Автор24 откроется на вашем телефоне