Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приватизм

Предмет Социология
Разместил 🤓 ebvanmuga1982
👍 Проверено Автор24

термин, используемый для обозначения такого образа жизни, при котором люди большую часть времени проводят не в публичном, а в частном пространстве или в кругу семьи. Утверждается, в частности, что религиозная жизнь сегодня в меньшей степени связана с участием в публичных богослужениях и является делом уединенной молитвы или частных убеждений. Подобным образом существует мнение о том, что семейная жизнь в настоящее время в основном связана с домом и касается только родителей и детей. Контакты с родственниками, соседями и друзьями ослабевают, а поглощенность домашним досугом усиливается. Некоторые социологи рассматривают тенденции к приватизму в таких сферах, как религия или семья, как часть более общего процесса, воздействующего на все аспекты жизни общества. Они утверждают, что люди уходят в себя или в свою семью до такой степени, что можно говорить об их нарциссизме. С этой точки зрения, отмирает вся публичная сфера от политического участия до широких празднеств, в результате чего люди теряют контроль над собственным обществом, поскольку не обращают внимания ни на кого, кроме себя и своей семьи. Однако единого мнения о том, существует ли вообще процесс приватизации такого рода и каковы его возможные причины, нет.

Научные статьи на тему «Приватизм»

Отношение к общественному благу и социальная активность жителей городских и сельских поселений

В статье представлены результаты двух социологических исследований, посвященных местному самоуправлению и качеству жизни в мегаполисе и сельских поселениях. Авторы выполнили сравнительный анализ частей вопросника, посвященных отношению респондентов к деятельности, направленной на общественное благо. Выявлены существенные различия в ответах респондентов в опросах 2014 и 2018 гг. В опросе 2014 г. 66 % респондентов выразили добровольное желание предложить и реализовать какой-либо проект ради общественного блага. В опросе 2018 г. число респондентов, желающих заниматься этим, снизилось до 27 %. Авторы связывают произошедшие изменения с социальным статусом и сферой деятельности респондентов, условиями проведения опросов и ухудшением материального положения и благосостояния респондентов и их семей. В результате контент-анализа пояснений, сделанных респондентами, участвовавшими в опросе 2014 г., удалось систематизировать направления проектов, нацеленных на общественное благо, выявить причин...

Научный журнал

Социальное самочувствие как фактор социальной активности и гражданского активизма населения мегаполиса

Статья посвящена исследованию детерминирующего влияния социального самочувствия населения на уровень и форму проявления социальной активности и гражданского активизма жителей мегаполиса. Эмпирическую базу исследования составили данные анкетного опроса, проведенного среди жителей г. Новосибирска в 2018 г. В рамках исследования осуществлено разбиение респондентов на кластеры по ряду признаков, характеризующих социальное самочувствие населения: уровень материальной обеспеченности; степень уверенности в ближайшем будущем; удовлетворенность жизнью в целом. Кластеры содержательно с учетом социально-демографических признаков респондентов охарактеризованы, каждому кластеру даны условные обозначения: «довольные», «умеренные», «недовольные». Установлено, что уровень благосостояния и, как следствие, удовлетворенность жизнью респондентов оказывают сильное воздействие на характер восприятия ими привычной окружающей действительности. Сделан вывод о том, что чем более удовлетворен жизнью и уверен ...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Железный занавес»

(iron curtain), граница между подконтрольной СССР Восточной Европой и Западной Европой. Впервые эту фразу произнесла в 1920 г. Этель Сноуден, жена британского политика-лейбориста, но известной ее сделал Уинстон Черчилль, заявивший в марте 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, об угрозе тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР, который создал «железный занавес» (от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике).

🌟 Рекомендуем тебе

Брахманы

один из высших каст в Индии, по происхождению - древнее сословие жрецов.

🌟 Рекомендуем тебе

Рынок

феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot