Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Пристрастие

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

увлечение (вплоть до появления рабской зависимости) употреблением какого-либо вещества, обычно наркотического, считающееся физически или социально опасным. Один из исследовательских подходов к пристрастию сосредоточивается на (1) пристрастиях, связанных с преступным поведением (таким, как дорожные правонарушения); (2) социальном распределении пристрастий в соответствии с возрастом, классом и полом; (3) социальных и психологических источниках пристрастий (таких, как влияние родителей). Исследования, проводимые в рамках данного подхода, подчеркивают значение обучения пристрастию и наличия возможностей для аддиктивного поведения. Напротив, в рамках позитивистских подходов, принимающих позицию бихевиоризма, больше внимания уделяется физиологическим и психологическим факторам длительного пристрастия и вопросам возможного выздоровления (recovery). Третий подход к пристрастию основывается на символическом интеракционизме и сосредоточивается на (1) социальных процессах и социальном контексте, превращающих индивидов, например, в наркозависимых (drug users), принадлежащих к девиантной субкультуре; (2) процессах, поддерживающих пристрастие к наркотикам; (3) социальной реакции или «наклеивании ярлыка» социального девианта на наркозависимого индивида. При этом процесс превращения в наркозависимого рассматривается как своего рода «карьера» с выделением определенных стадий, в ходе которых индивид постепенно принимает стигматизирующий ярлык и начинает соответствовать этой новой идентичности. Таким образом, социология девиантности рассматривает «пристрастие» как ярлык, посредством которого правоохранительные органы и общественное мнение осуществляют социальный контроль над индивидами, считающимися опасными или антисоциальными. Кроме того, наблюдается медикализация поведения, вследствие которой понятие «пристрастие» распространяется на множество других видов деятельности, таких, как азартные игры. Гидденс (Giddens, 1992) рассматривает такое распространение как часть рефлексивного проекта самости. Лечение пристрастия заключается либо в некоторой форме «терапии отвращения» ('aversion therapy'), при которой употребление наркотических веществ начинает ассоциироваться с неприятными ощущениями, либо в программе обучения сокращению и отказу от пристрастия посредством участия в таких добровольных организациях, как «Анонимные алкоголики». Тем не менее, доля излечившихся вследствие применения первого или второго метода является небольшой, и пристрастие представляет собой постоянную проблему.

Научные статьи на тему «Пристрастие»

Мотивы наркомании: социологический анализ

Формирование данного явления можно представить следующей схемой: пристрастие к наркотикам формируется...
, например, специфических черт личности или какого-либо внешнего фактора; с наибольшей вероятностью пристрастие...
средств не проявится, то у человека не пробудится жажда наркотиков, то, скорее всего, наркотическое пристрастие

Статья от экспертов

Опасные пристрастия

По материалам французского журнала "Экспресс". Автор реферата С.А.Гудимова

Научный журнал

Опиоидные анальгетики. Биохимические механизмы формирования пристрастия к опиоидным анальгетикам

В данной статье вы рассмотрите специфику действия опиоидных анальгетиков, а также механизмы возникновения зависимости от опиоидных анальгетиков.

Статья от экспертов

О казачестве без пристрастий и мифов

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Автоматизация

технологическое изменение в индустрии эпохи модерна было направлено на замену человеческой силы и человеческого контроля механическими средствами. Простые формы механизации предоставляют лишь вспомогательные средства работникам ручного труда: рабочие, за нятые ручным трудом, выполняют свои задачи с помощью инструментов или машин, а конторские служащие используют печатные машинки или калькуляторы. При более передовых формах производство осуществляется, главным образом, машинами, а человеку остаются лишь функции контроля и регулировки машин. Автоматизация является той стадией технической эволюции, когда окончательно устраняются остающиеся человеческие элементы. По-настоящему автоматическими процессами являются системы «замкнутого цикла», не требующие человеческого вмешательства с момента загрузки сырья до завершения производства продукта. Развитие в последнюю четверть ХХ в. технологии обработки информации (информационной технологии), обеспечивающей компьютерный контроль за производством, имело далеко идущие последствия: механизация давно сделала возможной замену ручного человеческого труда во многих производственных системах, но лишь с компьютеризацией появилась возможность автоматизировать интеллектуальные усилия и контроль. Широкое распространение информационной технологии в офисной работе привело также к трансформации умственного труда. Многие рутинные функции, ранее выполнявшиеся людьми, были автоматизированы в процессе компьютеризации, при этом постоянное использование компьютеров конторскими служащими стало чем-то само собой разумеющимся. Последствия автоматизации привлекли к себе серьезное внимание социологов. Развернулась полемика относительно воздействия автоматизации на содержание работы. Р.Блаунер (Blauner, 1964) полагал, что автоматизация выгодна для работников, поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения. Однако на деле развитие автоматизации вело к устранению даже этих содержательных аспектов в работе низкоквалифицированных рабочих и конторских служащих. С недавних пор стало модным говорить о том, что автоматизация квалифицированного человеческого контроля ведет к деквалификации. Противники этого взгляда утверждают, что обществу, в котором преобладают высокие технологии, потребуются новые виды квалификаций. Данные, касающиеся ситуации в производственной сфере, указывают на поляризацию функций: с одной стороны, существуют задачи, требующие высокой квалификации, выполнение которых необходимо для проектирования и поддержания автоматизированных процессов, а с другой — сохраняется определенный объем неквалифицированной работы. В других сферах воздействие информационной технологии на работников было неоднородным. Например, использование электронных сканеров и кассовых аппаратов в магазинах существенно сократило и упростило задачи кассиров, тогда как от конторского персонала компьютеры требуют определенных способностей и навыков. Многие конторские служащие полагают, что в результате компьютеризации их квалификация повысилась. Воздействие автоматизации на занятость также интересует социологов. Автоматизация ведет к сокращению числа служащих, необходимого для производства определенного объема продукции, что предполагает рост безработицы. Однако в рамках растущих фирм автоматизация может и не сопровождаться сокращением рабочих мест, если это противоречит процессу расширения производства. По-прежнему трудно отделить фактор автоматизации от экономических и демографических факторов, также влияющих на уровень занятости.

🌟 Рекомендуем тебе

Новые религиозные движения

группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспо сабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot