Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Повседневное знание

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

(1) ппециальный термин феноменологической социологии, обозначающий знание, которое рутинным образом используется в повседневной жизни (например, знание, как отправить письмо по почте). Повседневный мир — это фундаментальная реальность, в которой пребывает большинство людей. Осознание этого мира отличается «естественной установкой» ('natural attitude'), при которой мир воспринимается как естественный, неизменный и заданный. (2) А. Грамши сосредоточивался на противопоставлении повседневного знания систематическому мышлению. Повседневное знание является практическим, экспериментальным и критическим, но также фрагментарным и непоследовательным. В результате оно не может выйти за пределы практической дея тельности и приблизиться к уровню теоретической конструкции. Грамши отождествлял повседневное мышление с массами, а теоретическое мышление — с элитой. Такое понимание связано с его идеей развития революционного сознания: либо теоретическое сознание навязывается массам господствующим классом, чем подавляется их революционный потенциал (хотя это и расходится с содержанием их повседневного знания), либо определенная интеллектуальная страта (партия) развивает категории повседневного знания, превращая их в теоретическое революционное сознание.

Научные статьи на тему «Повседневное знание»

Культура и техника речи журналиста

Одно из них отражает все человеческие знания и навыки, что дают возможность использовать язык как средство...
Под такими навыками и знаниями подразумеваются навыки и знания основ произношения, ударения, словоупотребления...
Важность культуры и техники речи для журналиста Язык для журналиста является повседневным рабочим инструментом...
Негативные тенденции повседневной речевой коммуникации В современности журналист должен уделять большое...
внимание культуре своей речи из-за заметных негативных тенденций в повседневной речевой коммуникации

Статья от экспертов

Неявное знание в динамике повседневности

Научный журнал

Важность языкознания в повседневной жизни

мировоззрения, создании письменности и развитии общества Определение 1 Важность языкознания в повседневной...
жизни – это место и роль лингвистических знаний в обычной жизни человека....
Это еще один пример практической значимости языкознания в повседневной жизни....
Применение прикладной и когнитивной лингвистики для решения повседневных задач Неоспоримое практическое...
Это, несомненно, находит применение в повседневной жизни общества.

Статья от экспертов

Обыденное знание в контексте повседневности и науки

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Абориген

член сообщества, населяющего какой-л. географический регион и свя занного с этим регионом прочными историко-генетическими, соци альными, экономическими, культурными отношениями; то же что и представитель исконного (коренного, автохтонного) населения. Обыч но аборигенами называют исторически зафиксированных первых оби тателей региона (напр., австралийские аборигены; аборигены Амери ки – эскимосы и индейцы). В настоящее время употребляется редко, так как имеет пренебрежительный оттенок (ср. «туземец»); заменяется оценочно нейтральными «исконное» / «коренное» / «автохтонное на селение», «коренные жители».

🌟 Рекомендуем тебе

Конфликта теория

социальный конфликт принимает различные формы. Понятием конкуренции обозначается конфликт в отношении контроля над определенными ресурсами или преимуществами, при котором не используется реальное физическое насилие. Разновидностью мирного кон фликта, разрешаемого в рамках согласованных правил, является регулируемая конкуренция. Рынок предполагает как регулируемую, так и нерегулируемую конкуренцию. Другие формы конфликта могут быть более насильственными и не ограничиваться правилами. В этих случаях конфликты разрешаются вовлечен ными сторонами, мобилизующими свои ресурсы власти. В XIX и начале ХХ в. конфликт в обществе был в центре внимания социальных теоретиков. Однако функционалисты середины ХХ в. пренебрегали конфликтом, предпочитая унитарную концепцию общества и культуры, подчеркивающую социальную интеграцию и гармонизирующее действие общих ценностей. Если функционалисты и обращали внимание на конфликт, то они рассматривали его скорее как патологическое, нежели нормальное состояние здорового социального организма. В 1950-1960-е гг. некоторые социологи, опиравшиеся на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, пытались в противовес доминировавшему в то время функционализму возродить то, что они называли «теорией конфликта». Маркс в свое время предложил дихотомическую модель социального конфликта, согласно которой все общество делится на два основных класса, представляющих интересы капитала и труда. В конечном счете конфликт ведет к трансформации общества. Подчеркивая значение конфликта, Зиммель не принимал ни эту дихотомическую модель, ни идею, согласно которой конечным результатом конфликта является разрушение существующего социального устройства. Он полагал, что конфликт имеет позитивные функции в отношении социальной стабильности и способствует поддержанию существующих групп и общностей. Л. Козеp (Coser, 1956; 1968) развивал подход Зиммеля, стремясь показать, что конфликт обычно имеет функциональный характер в сложных плюралистических обществах. Он утверждал, что «перекрестные конфликты», когда союзники в одном вопросе являются противниками в другом, предотвращают возникновение конфликтов по одной оси, разделяющих общество по дихотомическому принципу. Для сложных обществ характерно сосуществование множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, который препятствует нестабильности. Р. Дарендорф (Dahrendorf, 1959) также пришел к заключению, что конфликты перекрестны и не совпадают. В отличие от Маркса он утверждал, что основной конфликт в рамках всех социальных институтов касается распределения скорее власти и авторитета, а не капитала, и что именно отношения господства и подчинения порождают антагонистические интересы. Дарендорф полагал, что в этом контексте особо важное значение имеет успешное сдерживание индустриального конфликта рамками экономики — с тем, чтобы он не перекинулся на другие институты. Д.Локвуд (Lockwood, 1964) внес свой вклад в эту область, разработав неявно присутствующую в марксизме идею различия между «системными» и «социальными» конфликтом и интеграцией. Системный конфликт возникает при отсутствии гармонии между институтами: например, когда политика, проводимая в рамках политической подсистемы, противоречит потребностям подсистемы экономической. Социальный конфликт является межличностным и возникает только в рамках социальных взаимодействий. С упадком функционализма и возрождением марксистского и веберианского подходов в социологии начиная с 1970-х гг. прежняя полемика о конфликте и консенсусе почти исчезла из области социальной теории. Конфликт и кооперация между индивидами остаются в центре внимания приверженцев игр теории и рационального выбора теории.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot