Раскрывается роль фольклора в творческой истории рассказа С.В. Максимова «Повитухазнахарка». Проводится подробный анализ произведения. Обилие фольклорных включений, введение в текст различных жанров народного поэтического творчества свидетельствуют о нерасторжимости начал жизни народа и его культуры. В рассказе встречаются многочисленные народные приметы, поверья, песни, предания, пословицы, поговорки. Пословицы и поговорки помогают дать всестороннюю характеристику действующим лицам. Песни дополняют психологический портрет, раскрывают внутренний мир персонажа. Достаточно точно передаются обряды, связанные с рождением ребенка. Стремясь к полноте изображения, С.В. Максимов вводит в рассказ календарный фольклор, указывает сроки исполнения обрядов. Народный календарь становится непременным элементом повествования, с помощью которого писатель знакомит читателей с народными традициями.
Рассматривается процесс институционализации акушерской специализации среди женщин в России в XVIII - начале XX в. Авторы при работе с историческими источниками (законодательными актами, делопроизводственными документами, формулярными списками, отчетами о деятельности медицинских учреждений, родильных отделений) опираются на подходы гендерной истории и концепцию профессионализации Э. Фрейдсона. Акушерство явилось первой областью женского труда, который был официально признан государством. Было выделено три основных этапа на пути профессионализации акушерской профессии среди женщин. Первый этап (XVIII в.) связан с попытками изучения и систематизации деятельности повивальных бабок, практический опыт которых активно использовался врачами, ограниченными теоретическими знаниями. Второй этап профессионализации повивального дела (первая половина XIX в.) был связан с нормативным регулированием деятельности повитух и формирования профессиональной иерархии в акушерстве. Третий этап профессиона...