Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новый рабочий класс

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

в 1960-е гг. французские социологи С. Малле (Mallet, 1963), А. Горц (Gorz, 1964) и А. Турен (Touraine, 1969) выдвинули идею, согласно которой эволюция производственной технологии привела к появлению нового сегмента в рабочем классе («нового рабочего класса»), охватывающего занятых в передовых высокотехнологических производствах. Утверждалось, что внедрение высоких технологий требовало более высокого уровня образования рабочих, организованной коллективной работы на основе общинных отношений и интеграции рабочих в пределах фирм. Эти изменения способствовали большей индустриальной и социальной активности (militancy) рабочих, то есть росту их классового сознания, поскольку сделали более явными различные «противоречия» капитализма. Считалось, что одним из таких противоречий, которое остро воспринимается новым классом, является противоречие между общественным характером производства товаров и частным присвоением прибыли. Высокий уровень образования ведет к тому, что рабочие нового типа лучше разбираются в производственных процессах, приобретая реальный контроль над ними. В общественной природе производства их убеждает опыт коллективной работы, поэтому они оказываются способными к пониманию данного противоречия, скрытого от рабочих традиционного типа. Второе противоречие заключается в несоответствии между уровнем квалификации и ответственности членов нового рабочего класса и их неспособностью влиять на политику своих компаний. Малле и Горц полагали, что новый рабочий класс включает как квалифицированных рабочих, занятых физическим трудом, так и технических специалистов и профессионалов, работающих с новыми технологиями. Данная концепция была подвергнута критике, и в настоящее время понятие нового рабочего класса считается дискредитированным. (1) Исследования, проведенные другими социологами, показывают, что рабочим, задействованным в сфере высоких технологий, может быть свойственно неглубокое понимание новых процессов, и они могут обладать лишь незначительным контролем над ними. Д. Галли (Gallie, 1978) обнаружил, что соответствующие характеристики большинства рабочих, занятых физическим трудом на четырех нефтеочистительных заводах во Франции и Британии, ненамного превышают характеристики полуквалифицированных рабочих. Деквалификация может иметь место и в рамках высокотехнологических производств. (2) В действительности существует значительное расхождение между уровнями квалификации и ответственности групп, составляющих новый рабочий класс, и это относится даже к такой, казалось бы, однородной категории работников, как технические специалисты. (3) В 1970-е гг. французский новый рабочий класс был менее радикальным и воинствующим, чем «традиционные» рабочие, — представлялось, что он при мирился с капитализмом. Следует отметить, что, по мнению Р.Блаунера (Blauner, 1964), для американских рабочих, труд которых связан с автоматизированными системами производства, характерна меньшая степень отчуждения по сравнению с другими рабочими, однако его взгляды также были подвергнуты критике.

Научные статьи на тему «Новый рабочий класс»

Социальные классы в СССР

Неосновные классы являлись остатками прежних классов или, наоборот, новыми, которые только начали свое...
Считалось, что новые классы обязательно будут лучше старых, а также войдут в основу классового деления...
А ведь это поможет вывести Россию на новый уровень....
Ленин: рабочий класс (промышленные рабочие) крестьянство (сельскохозяйственные рабочие) Выделялись...
Значительную роль в обществе играл именно рабочий класс.

Статья от экспертов

Политическая субъектность нового рабочего класса

Авторы рассматривают новый рабочий класс, который включает в себя как промышленных рабочих, так и занятых в сфере услуг. Цель статьи - проследить изменения социально-политического статуса нового рабочего класса, рассмотреть гражданско-политическую составляющую субъектности его представителей. В статье предпринята попытка теоретической реконструкции идеи политической субъектности рабочего класса. В первой части статьи представлены концептуальные подходы к рассмотрению рабочего класса как политического субъекта. Авторы выделяют здесь три этапа: 1) классические работы, заложившие фундамент представлений о субъектности рабочего класса, его особой исторической роли; 2) констатация маргинального политического статуса рабочего класса в западных странах - ведущие теоретики описывают превращение рабочих в объект манипулирования как результат эпохи массовых коммуникаций и повсеместного внедрения идеологии потребительства; 3) работы современных авторов (в том числе в рамках new working class s...

Научный журнал

Социально-экономический класс

крестьяне, рабочие, фермеры, занимающиеся добывающей промышленностью; бесплодный класс, включающий в...
Смит тоже выделял три класса: землевладельцы, рабочие, капиталисты. А французский социалист А....
Но на других территориях все не так, потому что там рабочий класс не формирует рабочие места, не занимается...
Интеллигенцию на протяжении долгого время рассматривали в качестве нового класса в социально-экономической...
Менеджеры и бюрократия также рассматривается в качестве нового класса современного общества.

Статья от экспертов

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НОВОГО РАБОЧЕГО КЛАССА

Задачи подготовки рабочих кадров при переходе к цифровой экономике определяеются необходимостью соответствия новых моделей образования запросу рынков труда и субъектов образования. Непопулярность уровня среднего профессионального образования и неудовлетворенность российских компаний числом и качеством подготовки рабочих кадров обостряют проблемы региональных рынков труда. Поэтому основная цель работы заключается в выявлении взаимосвязи модернизации системы среднего профессионального образования и профессионального самоопределения рабочей молодежи. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Эмпирическая часть проекта реализована в городах и селах Уральского Федерального округа в 2018 г. Исследование включало в себя количественные и качественные методы: массовый опрос по репрезентативной выборке, опрос экспертов, биографическое интервью. Результаты исследования показали, что из трех основных моделей подготовки рабочих кадров, с...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Спиралист»

этим термином обозначается типичный организации человек, восходящая карьера которого представляет собой спиралевидную прогрессию новых должностей, что предполагает частые перемещения внутри страны и за ее пределами. К. Белл (Bell, 1968) противопоставляет «спиралистов» бюргерам — обосновавшимся в какой-либо одной местности людям из среднего класса, которые занимаются семейным бизнесом или профессиональной практикой.

🌟 Рекомендуем тебе

Автоматизация

технологическое изменение в индустрии эпохи модерна было направлено на замену человеческой силы и человеческого контроля механическими средствами. Простые формы механизации предоставляют лишь вспомогательные средства работникам ручного труда: рабочие, за нятые ручным трудом, выполняют свои задачи с помощью инструментов или машин, а конторские служащие используют печатные машинки или калькуляторы. При более передовых формах производство осуществляется, главным образом, машинами, а человеку остаются лишь функции контроля и регулировки машин. Автоматизация является той стадией технической эволюции, когда окончательно устраняются остающиеся человеческие элементы. По-настоящему автоматическими процессами являются системы «замкнутого цикла», не требующие человеческого вмешательства с момента загрузки сырья до завершения производства продукта. Развитие в последнюю четверть ХХ в. технологии обработки информации (информационной технологии), обеспечивающей компьютерный контроль за производством, имело далеко идущие последствия: механизация давно сделала возможной замену ручного человеческого труда во многих производственных системах, но лишь с компьютеризацией появилась возможность автоматизировать интеллектуальные усилия и контроль. Широкое распространение информационной технологии в офисной работе привело также к трансформации умственного труда. Многие рутинные функции, ранее выполнявшиеся людьми, были автоматизированы в процессе компьютеризации, при этом постоянное использование компьютеров конторскими служащими стало чем-то само собой разумеющимся. Последствия автоматизации привлекли к себе серьезное внимание социологов. Развернулась полемика относительно воздействия автоматизации на содержание работы. Р.Блаунер (Blauner, 1964) полагал, что автоматизация выгодна для работников, поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения. Однако на деле развитие автоматизации вело к устранению даже этих содержательных аспектов в работе низкоквалифицированных рабочих и конторских служащих. С недавних пор стало модным говорить о том, что автоматизация квалифицированного человеческого контроля ведет к деквалификации. Противники этого взгляда утверждают, что обществу, в котором преобладают высокие технологии, потребуются новые виды квалификаций. Данные, касающиеся ситуации в производственной сфере, указывают на поляризацию функций: с одной стороны, существуют задачи, требующие высокой квалификации, выполнение которых необходимо для проектирования и поддержания автоматизированных процессов, а с другой — сохраняется определенный объем неквалифицированной работы. В других сферах воздействие информационной технологии на работников было неоднородным. Например, использование электронных сканеров и кассовых аппаратов в магазинах существенно сократило и упростило задачи кассиров, тогда как от конторского персонала компьютеры требуют определенных способностей и навыков. Многие конторские служащие полагают, что в результате компьютеризации их квалификация повысилась. Воздействие автоматизации на занятость также интересует социологов. Автоматизация ведет к сокращению числа служащих, необходимого для производства определенного объема продукции, что предполагает рост безработицы. Однако в рамках растущих фирм автоматизация может и не сопровождаться сокращением рабочих мест, если это противоречит процессу расширения производства. По-прежнему трудно отделить фактор автоматизации от экономических и демографических факторов, также влияющих на уровень занятости.

🌟 Рекомендуем тебе

Менеджерского контроля стратегии

поскольку интересы работников и тех, кто ими управляет, не совпадают, менеджеры не могут быть уверены в том, что работники всегда будут делать то, что они должны. Способы, которыми менеджеры достигают подчинения работников несмотря на расхождение интересов, традиционно являются предметом значительного интереса со стороны социологов. Первым существенным шагом к пониманию менеджерского контроля была разработка подхода трудового процесса (см.: Трудового процесса подход), впоследствии несколько модифицированного. Системы контроля в самом общем виде подразделяются на (1) рыночный контроль над работниками; (2) персональный контроль над работниками со стороны начальника/менеджера; (3) технический контроль над процессом производства (или «трудовым процессом»); (4) бюрократический контроль, предполагающий наличие определенных организационных правил и процедур; (5) нормативный контроль посредством организационной культуры; (6) дискурсивный контроль над смыслом и личной идентичностью. Все эти способы контроля действуют всегда и везде, хотя с течением времени их удельный вес может изменяться. (1) Понятие рыночного контроля охватывает наем и увольнение работников, а также определенную систему оплаты труда. Поощрительные (incentive) системы оплаты, довольно широко распространенные среди американских и британских компаний, выравнивают, как предполагается, интересы служащих и старших менеджеров, поскольку создают финансовые стимулы для достижения поставленных целей. (2) Персональный контроль предполагает непосредственное наблюдение за работниками со стороны индивидов, наделенных властью отдавать распоряжения, поддерживать дисциплину и в некоторых случаях принимать решения о найме и увольнении работников. (3) Технический контроль связан с определенной организацией систем производства, структурирующей и предписывающей действия работников. Одной из форм такого контроля является научный менеджмент. (4) Бюpo-кратический контроль устанавливает формальные и кодифицированные процедуры, имеющие обязательную силу в равной степени и для работников, и для менеджеров. Такого рода контроль способствует созданию беспристрастной и более или менее справедливой системы власти менеджеров на рабочих местах и в ситуациях найма, увольнения и вознаграждения. Работники подчиняются и ведут себя требуемым образом, поскольку понимают правила и соглашаются с ними, чувствуют, что компания поступает с ними справедливо, и практически не ощущают эксплуатации, (5) Нормативный контроль имеет место тогда, когда старшие менеджеры пытаются вызвать у служащих позитивную идентификацию с нормами и целями организации. Подчинение служащих в данном случае представляет собой нечто большее, нежели всего лишь поведение в соответствии с желаниями менеджеров, оно интернализуется в качестве естественного и правильного образа действий. (6) Дискурсивный контроль предполагает структурирование смысла. Он тесно связан с нормативным контролем, и отличить один от другого на практике подчас может быть довольно трудно. Социологические концепции в данном случае находятся под влиянием анализа дискурса, сосредоточивающегося на том, каким образом язык структурирует смысл и определяет личную идентичность. Если нормативный контроль ведет к тому, что люди начинают принимать и поддерживать ценности организации, то дискурсивный контроль действует путем формирования идентичностей. Вместе с тем положение, согласно которому менеджеры способны создавать в рамках организации мощный доминирующий дискурс, определяющий идентичность людей, оспаривается многими исследователями. Практики японского менеджмента показывают, каким образом эти стратегии могут сосуществовать. Сегментация рынка труда (см.: Рынка труда сегментация) в Японии означает, что крупные фирмы на первичном рынке труда предлагают гораздо более выгодные условия соглашений по сравнению с фирмами, представляющими другие сегменты рынка труда: более высокую заработную плату, гарантированное повышение оплаты труда с каждым годом службы (система оплаты, основанная на старшинстве) и более выгодные условия найма (в частности, постоянную или пожизненную занятость). Эти преимущества являются позитивным фактором, обеспечивающим подчинение, и в то же время они действуют, затрагивая чувство страха, поскольку маловероятно, что уволенный работник будет принят на работу другой фирмой первичного сектора, скорее всего он попадет на вторичный рынок труда. Персональный контроль осуществляется инспекторами (supervisors), которые обладают в Японии значительными полномочиями, позволяющими распределять работу и наблюдать за служащими. Существует также технический контроль, связанный с предписываемыми задачами и организацией рабочего процесса. Однако крупные японские фирмы никогда не использовали стратегии деквалификации, основанные на положениях научного менеджмента. Они больше полагались на квалификацию рабочего и вместе с тем довольно плотную опеку со стороны инспекторов. Крупные японские компании бюрократизированы, при этом работники и их союзы ощущают, что существующие в них правила и процедуры являются справедливыми. Нормативный контроль активно осуществляется менеджерами, которые пытаются прививать работникам ценности компании. Этому служит, например, широкая пропаганда, подчеркивающая, что каждый работник является частью сообщества, обеспечение различного рода социальных условий и возможностей досуга, в результате чего служащие подвержены воздействию корпоративной культуры даже в нерабочее время, а также совместное исполнение песен компании в начале рабочего дня. Утверждается, что такого рода нормативный контроль может быть достаточно сильным и в дискурсивном плане, формируя идентичности работников. Наконец, компании могут полагаться на более широкие нормы и ценности японской культуры, элементы которой способствуют послу шанию и почтительности.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot