это определенные принципы или правила, с помощью которых осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. Общество ожидает, что люди будут соблюдать Н. н., которые представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни. Н. н. «вплетены» в общество. Вместе с этим, соблюдение Н. н. – не только их внешняя функция. В соответствии с Н. н. индивид рассматривает и оценивает самого себя.
Под влиянием нового времени изменяется само понятие о том, что нравственно, а что нет.... индивидуализма, поэтому оказываются не так важны и частнособственнические интересы, которые охраняются правовыми нормами
В настоящей статье анализируется предложенное Л. И. Петражицким различие между правом и нравственностью, состоящее в том, что нравственные нормы — это нормы, которые возлагают обязанность без указания кого-либо, уполномоченного требовать предписанных действий, в то время как правовые нормы не просто односторонне обязывают, а предоставляют другим право требования исполнения обязанности. В статье показаны трудности, связанные с интерпретацией и применением данного различия в конкретных случаях. Автор указывает на две возможные, в равной степени проблематичные интерпретации. В соответствии с первой специфика правовых норм состоит в том, что в соответствии с ними обязанностям одного лица соответствуют требования другого, при этом последние являются оправданными и разумными. Согласно второй интерпретации требование может рассматриваться как действительное в силу того факта, что оно воспринимается как оправданное членами соответствующей социальной группы. В заключение автор проводит сравн...
Сущность правосудия и его нравственные основы
Правосудие базируется на:
правовых началах;
нравственных... Нравственная составляющая конституционных норм находится в неразрывном единстве феноменом правосудия.... соответствию правовым нормам, а также важнейшие этические категории.... это базовые нормы общества или высшие принципы человеческой жизни.... Таким образом, нравственное содержание конституционных норм в правосудии и правоохранительной деятельности
концепция американского философа Ф. Фукуямы, согласно которой глобализационные процессы в мире происходят путем усвоения и принятия всеми народами западных стандартов жизни (политическая система, демократия, гражданское общество, принципы организации экономических и социокультурных норм). Новые формы общественной жизни уже не могут возникнуть, и общественная система застывает на достигнутом уровне. Концепция «К. и.» Ф. Фукуямы отвергается не только общественной мыслью, но и мировой практикой.
междисциплинарное научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. – американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с т. зр. генетической приспособленности. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный характер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии форм социального взаимодействия в едином ряду от «амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипотеза об отсутствии прогресса в социальном взаимодействии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых взаимоотношений, которые не изменяются по сути в процессе всей эволюции животных. Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов – территорий, пищи и т. п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю. М. Плюснин, 1993). Ряд социобиологических идей и теорий м. б. полезными для конфликтологии. К ним относятся следующие. 1. Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования. Она имеет ряд преимуществ перед одиночным образом жизни: возможностью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, эффективностью взаимной защиты (Д. Кэмпбелл). 2. Сформулировано положение о социогенезе, т. е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-л. вида организмов или их группы) – две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние. 3. Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от простых организмов до человека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно, вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории. Др. словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать – усложняться или упрощаться. Они таковы, каковы по своей природе. Эволюционным изменениям могут подвергаться те конкретные формы, в которых реально воплощены инвариантные типы отношений.