Статья посвящена исследованию основного свойства дифференциала транспортного средства с колёсной формулой 4×2. Рассмотрен режим функционирования дифференциала транспортного средства с учётом применения разработанной авторами системы оценочных критериев. Эффективность работы дифференциального механизма характеризуется коэффициентом полезного действия (КПД) и коэффициентом блокировки. Учитывая режим работы дифференциала транспортного средства на поверхностях с различной несущей способностью, авторами предлагается уточнённый алгоритм оценки эффективности работы дифференциала при эксплуатации машины. На основании изменения коэффициента блокировки дифференциала определены предельные условия по проходимости, характеризующиеся степенью использования тягово-сцепных свойств машины на конкретной несущей поверхности.
В статье представлены результаты теоретического исследования основного свойства дифференциала неполноприводных колёсных транспортных средств (с колёсной формулой 4×2). Кратко рассмотрены основные существующие критерии оценки эффективности работы дифференциалов, отмечены их недостатки. Указанные недостатки приводят к недостаточному обеспечению раздельного качения ведущих колёс в различных условиях, что является нарушением основного свойства дифференциала. Авторами предложены оценочные критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку различных типов блокирующих механизмов дифференциалов. Приведена авторская формула для оценки КПД дифференциала. Представлены величины коэффициента блокировки некоторых типов дифференциалов, которыми может быть оснащён грузовой автомобиль. Выделен критерий, позволяющий оценивать опорную проходимость колёсной транспортной машины на основе характеристик используемого типа дифференциала, свойств и состояний различных типов несущих поверхностей.