Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коллизия художественная

Предмет Конфликтология
👍 Проверено Автор24

противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. К. х. – многофункциональная и многослойная категория, которая является средством выражения противоречивого движения идей, мыслей, чувств, образов и воплощается на макро– и микроструктурном уровнях произведения (А. Г. Погребный, 1982). К. х. раскрывается непосредственно в сюжете и композиции, является основой развивающегося действия, находит свое логическое разрешение в кульминации и развязке. К. х. осваивает драматические процессы в жизни. Однако он характерен не только для драматургических произведений, но и для эпических, лирических, драматических произведений. Поэтому К. х. оказывает существенное влияние на формирование жанрово-родовых признаков литературы. Рассмотрение конфликта как всеобъемлющей и всепроникающей эстетической категории позволяет обнаружить его многоуровневость и многофункциональность (Т.П. Дудина, 1989). Мировоззренческая функция К. х. в своеобразии отражения сложных противоречий действительности, в расстановке противоборствующих сил, в оценке перспектив их развития позволяет обнаружить противоречия писателя в их понимании и т. о. определить его идейную позицию и жизненную концепцию. Художественно-эстетическая функция К. х., выявляя средства художественной типизации, средства создания художественных образов, концепцию характеров, своеобразие сюжетно-композиционной структуры произведения, позволяет ответить на вопрос о своеобразии использования автором исторического материала и тем самым определить своеобразие творческого метода и стиля писателя.

Научные статьи на тему «Коллизия художественная»

Сюжет произведения и его функции. Сюжет и конфликт

пространство, с необходимостью организовать художественное произведение таким образом, чтобы изображенное...
общем виде конфликт понимается как противоречие во взаимоотношениях между литературными персонажами, коллизия...
Коллизия, конфликт, как правило, обычно составляет ядро темы, а разрешение коллизии является определяющим...
моментом художественной идеи....
Важно добавить, что конфликты не всегда находят свое разрешение в коллизиях сюжетных линий.

Статья от экспертов

Художественный стиль: терминологические коллизии и преподавание курса стилистики русского языка

Статья посвящена традиционному, но не утратившему своей актуальности вопросу о том, какое место в общей классификации стилей русского литературного языка занимает язык художественной литературы. Язык художественной литературы является объектом изучения целого ряда наук литературоведения, интерпретации художественного текста, поэтики, стилистики художественной речи. Он соотносится с такими терминами, как язык СМИ, язык науки, язык права. Художественный стиль выступает в качестве объекта изучения только функциональной стилистики, наряду с научным, официально-деловым, публицистическим и разговорным стилями литературного языка. Термины язык художественной литературы и художественный стиль относятся к разным терминологическим системам и обладают разным понятийным содержанием, хотя и взаимозаменяемы в речевой практике участников образовательного процесса. Несмотря на важную роль художественной литературы в формировании литературного языка, при изучении последнего следует придерживаться ст...

Научный журнал

Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

элемент сюжета, который содержит описание жизни персонажей до того момента, как они начнут действовать в художественном...
Мертвых душах» о решении Чичикова скупить мертвые души читатель узнает уже в конце произведения. часто художественное...
повода к действию коллизия сохраняет характер ситуации....
Особенно большие возможности изображения коллизий характерны эпосу и драме....
Таким образом, такие элементы сюжета, как событие, ситуация и коллизия связаны между собой.

Статья от экспертов

К вопросу о теории художественного конфликта

Статья посвящена трактовке понятий «конфликт» в литературоведении, способна обогатить представления о значении данного понятия, в работе приведен сравнительный анализ лексических основ данных терминов различных исследователей.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Группы «Мы и они»

межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.

🌟 Рекомендуем тебе

Теория «Скетч-теория»

(от англ. sketch theory ) – теория буллинга, основанная на существовании типичных характеристик жертвы и преследователя. Предложена в 1984 г. Д. Олвеусом. Современные исследователи предлагают уделять внимание школьным факторам, внешним особенностям и манере поведения потенциальных жертв и преследователей, учитывая при этом социально-экономический статус их семей. Считается, что текущее поведение позволяет прогнозировать поведение в будущем. Начальные паттерны издевательств в значительной мере предвосхищают характер дальнейших взаимоотношений между жертвой и преследователем. В частности, лица, характеризующие себя как расчетливых, устойчивых экстравертов, имеют повышенную склонность к участию в деятельности, связанной с насилием. Такое качество, как расчетливость, служит важным предиктором участия в буллинге и совершения преступлений, связанных с насилием. Лица, вовлеченные в процесс школьной травли, как правило, обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи – все это весьма характерно для жертв буллинга. Для мальчиков травля чаще всего является частью социального взаимодействия, связанного с борьбой за власть, в то время как для девочек источником агрессивных действий чаще всего являются отношения привязанности. Как преследователи, так и их жертвы обычно имеют меньше близких друзей, чем др. дети. Хотя физические характеристики, в частности внешность и физическая сила, безусловно, важны, но их важность часто переоценивают. Любая особенность жертвы может послужить поводом для издевательств. При этом жертвы часто отличаются низкой самооценкой и склонны полагать, что заслужили свои страдания.

🌟 Рекомендуем тебе

Агрессия вербальная

(от лат. aggressiо – нападение, verbalis – устный) – форма агрессивного поведения, в ходе которого для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и др. невербальные компоненты речи – как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot