термин, играющий важную роль в социологии Э. Дюркгейма. Если понятие совести обычно указывает на нравственные установки индивида, то
коллективная совесть, согласно Дюркгейму, по природе своей социальна и является внешней для индивида. Данное понятие соотносилось им с внешним нормативным порядком или социальным фактом, принуждающим членов группы мыслить и вести себя определенным образом. С углублением разделения труда развивается индивидуализм, и происходит упадок коллективной совести. Общества, основанные на органической солидарности, объединяются на основании реститутивного права и отношений взаимности в рамках разделения труда.
право на равенство, независимо от национальности, право говорить на родном языке; право на свободу совести... лиц;
право на национальную и культурную самоидентификацию;
право выбора языка для общения;
свобода совести... Иногда права человека и гражданина подразделяют на коллективные (или солидаристские) и индивидуальные... Большинство индивидуальных прав могут реализоваться и коллективно, в то время, как коллективные права... К коллективным правам относятся: право на объединение (ст. 30 Конституции), свобода митингов, собраний
Рассмотрено содержание понятия «крестьянский мир», используемого в отечественной научной литературе для генерализированного обозначения традиционной для исторической России самоуправляемой сельской общины со специфичным культурно-бытовым и хозяйственным укладом. Обширное смысловое поле понятия включает в себя семантический ряд, отражающий ключевые представления русского земледельца-общинника о нравственном идеале, охарактеризованные автором статьи как «коллективная совесть». Крестьянское сообщество собственными силами поддерживало нравственную дисциплину и социальный порядок внутри производственно-бытового коллектива, определяя индивидуальные моральные установки его членов. По авторскому замечанию, нравственные устои крестьянской общины являются примером групповой морали, где трудолюбие - главная ценность.
Варианты разные, а особенность общая – раскол в структуре коллективной психики.... Однако доводы их несостоятельны, потому что нельзя отрицать понятие расового типа совести.... Мотивом этих людей было понятие о совести и чести.... Абсолютно верно, с точки зрения психологии, определил понятие совести В.... Испытанное борьбой за выживание в сложнейших климатических условиях и войнах, коллективное бессознательное
Автор рассматривает совесть как социальное явление, это качество человека рождается в коллективных формах человеческой деятельности. Возникает общественная потребность в культуре совести. Совесть как своеобразная форма самосознания становится важным морально-нравственным регулятором личности и общества.
термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие
ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.
под собственностью в социологии обычно понимается совокупность прав как на неодушевленные объекты (земля, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Эти права социально детерминированы и поэтому изменяются от одного общества к другому, а также в пределах какого либо общества с течением времени. Права собственности подразумевают социальные отношения между людьми, поскольку (1) они определяют, кто имеет санкционированный доступ к этим объектам, а кто лишен этого доступа; (2) обладание собственностью может наделять собственников властью над Другими людьми; и (3) в некоторых обществах люди сами являются объектами собственности (как в рабовладельческих обществах и фактически в тех феодальных обществах, где сельскохозяйственные работники были крепостными крестьянами и в качестве
таковых были подчинены воле помещика и могли передаваться от феодала к феодалу вместе с землей). Социологические концепции собственности сосредоточиваются на следующих моментах: (1) приобретение — каким образом индивиды или коллективы получают доступ к собственности; (2) распределение — образцы владения собственностью и контроля над ней; принципы, лежащие в их основе, и институты (включая право), поддерживающие образцы распределения; (3) последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур; (4) социальные ценности или идеологии, обосновывающие права собственности. В капиталистических обществах права собственности редко включают права на людей. Основными правами, связанными с собственностью, являются права контроля, извлечения выгоды и распоряжения
собственностью на исключительной основе. Исторически собственность была главным образом частной и лич ной, и все права собственности принадлежали индивидам (за исключением тех случаев, когда право распоряжения ограничивалось правовым механизмом майората), хотя корпоративные институты, такие, как церковь или коллегиальные органы, обладали коллективными правами собственности. С середины XIX в.
основные изменения в этой области были связаны с ростом корпоративной собственности наряду с развитием акционерных компаний, находящихся во владении ряда индивидуальных акционеров, но юридически рассматривающихся как единые образования со своим собственным корпоративным лицом. В условиях развитого капитализма производительная собственность (собственность, играющая экономическую роль) становится все более корпоративной и безличной по мере того, как экономическая деятельность сосредоточивается в крупных корпорациях, приходящих на смену индивидуальным предпринимателям и се мейным фирмам. В последнее время социологи сосредоточивались на таких темах, как домашнее владение, интеллектуальная собственность и наследование. В первом случае предметом исследований было растущее влияние домашнего
владения в Британии на образцы голосования, участие в жизни общины (территориального сообщества) и установки в отношении домашней жизни.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут