(от греч. klima ( klimatos ) – наклон) – интегральная характеристика актуальной организационной среды, ее относительно устойчивое качество, которое: а) чувствуется членами этой организации, б) влияет на их поведение, в) м. б. описано по ряду измерений в ценностных понятиях, принятых в организации. Понятие «К. о.» имеет более долгую историю, чем понятие «организационная культура». Оно появилось из недр гештальтпсихологии (К. Левин, 1936). К. Левин, один из основателей психологической теории организации, вначале пользовался понятием «социальная атмосфера», которое встречается и в современных работах. Показатели К. о.: прогрессивность организации и ее способность к развитию, степень риска в решениях, которую могут позволить себе ее члены, уровень теплоты, взаимоподдержки и конфликтности среди членов организации, формы управления и контроля, личностные характеристики индивидов – способности, потребности, степень и форма их удовлетворенности и др. Необходимо различать «административный климат» и «климат менеджмента». Под первым понимается ряд факторов, определяющих условия работы администраторов различных уровней, под вторым – общие принципы отношения к человеку в той или иной организации.
Понятие организационногоклимата
Определение 1
Роль руководителя в создании благоприятного организационного... Между организационной культурой и организационнымклиматом есть связь.... Ученые предлагают несколько подходов к определению этой связи:
организационныйклимат как часть организационной... отдельные ее проявления;
организационныйклимат и организационная культура как обособленные явления,... Факторы формирования организационногоклимата
Формирование организационногоклимата происходит под действием
Формирование работоспособного педагогического коллектива является актуальной задачей для современной науки и практики. Ее решение зависит от системы факторов, которые являются предметом междисциплинарных исследований. В статье проведен анализ научных публикаций по изучению факторов организационной культуры педагогического коллектива. Сделан вывод о том, что ученые рассматривают благоприятный организационный климат педагогического коллектива как важное условие эффективного выполнения задач по образованию и воспитанию обучающихся. Формирование благоприятного организационного климата педагогического коллектива требует комплексного подхода. Эта задача включает создание материально-технических условий для эффективной профессиональной деятельности, реализацию принципов организационной культуры, совершенствование методов и стилей управления. Действенным инструментом управления организационным климатом образовательного учреждения выступают социологические исследования. В статье представлены...
Организационныйклимат
Определение 1
Организационныйклимат - это фактор внутренней среды организации... Специалисты выделяют два уровня организационногоклимата:
Статический.
Динамический.... Анализ организационногоклимата в компании
Анализ организационногоклимата в компании является одной... Мониторинг организационногоклимата проводится не менее 1 раза в год.... Исследование организационногоклимата
Социально-психологические исследования климата в коллективе пользуются
В статье рассматривается морально-психологический климат как один из важнейших элементов организационной культуры. Подчеркивается, что морально-психологический климат в трудовом кол- лективе объединяет в себе взаимодействие всех факторов внутриколлективной жизни: отношение членов коллектива к своим профессиональным обязанностям, горизонтальные и вертикальные отно шения в трудовом коллективе, формальное и неформальное лидерство, а также самочувствие и пси- хологические ожидания всех членов коллектива, деятельность руководителей и стиль руководства. Особое внимание уделяется признакам благоприятного морально-психологического климата и такому фактору его формирования, как морально-психологические установки руководителя.The article deals with the moral and psychological climate as one of the most important elements of the organizational culture. It is emphasized that the moral and psychological climate in the workplace combines the interaction of all the factors life organization: attit...
межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.
интегративное решение, при котором изыскивается новая альтернатива, удовлетворяющая наиболее важным интересам, лежащим в основе исходных требований сторон конфликта.