понятие, введенное А. А. Ухтомским; он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в т. ч. и совесть
К ведущим проявлениям бессознательного духовного он относит совесть или нравственную интуицию.... Совести всегда открывается то, что еще не существует, а только должно существовать.
Одним из ярких опытов нравственной философии явилась “теория доминанты” А. А. Ухтомского (1875--1942), разработанная им в 1920--30-е годы. Она имеет не только естественно-научный (область физиологии), но и философско-нравственный (одновременно и религиозный) аспекты. Для Ухтомского был непререкаем авторитет христианских канонических текстов. Он часто ссылался на Евангелие и Ветхий Завет, на святоотеческую литературу, на отцов Церкви (Макария Великого, Григория Богослова, Авву Дорофея, Исаака Сирина, Иоанна Златоуста) и нередко их цитировал (больше всего двух последних); на сборник Лимонарь, “Сокровище духовное” Тихона Задонского, “Столп и утверждение истины” П. А. Флоренского (с которым, однако, соглашался не полностью). Его учение было одним из проявлений глубинных, константных начал отечественного бытия и сознания.
В состав духовного можно включить следующие элементы:
Смысл,
Свободу выбора,
Интуицию,
Креативность,... Вдохновение,
Идеал,
Совесть,
Ответственность,
Идеи и юмор.
В статье рассматривается вопрос о предельных моральных абстракциях. Показано, как мозг в силу связи различных психических уровней: сознания, подсознания, сверхсознания (интуиции) оказывается способным производить такие абстракции. Вместе с тем показано, что все нравственные абстракции проявляют себя в конкретных исторических условиях, в частности таких, когда жизнь человека еще настолько проста, что всякое изменение кажется опасным, когда люди всячески стремятся к восстановлению нарушенного равновесия. Постоянное нарушение равновесия воспринимается как негативное и рождает идею неподлинности мира, которому противопоставляется нравственное совершенствование. В статье показано, что человек оказывается способным рассуждать о мире предметно, встать в рефлексивное к нему отношение. Но для этого ему оказываются необходимы понятия пустого пространства и абсолютного времени, так же как и идея абсолюта как вынесенной за пределы мира точки отсчета. Такое мышление в итоге приводит к тому, что ...
идея (гипотеза), согласно которой многие формы ненормального поведения являются результатом повышенной врожденной чувствительности человека к определенным стимулам или ситуациям, сочетающейся с вызывающим стресс окружением и с отсутствием у человека навыков эффективной борьбы со стрессом в соответствующих ситуациях
утрата или значительное ухудшение организованности некоторой системы, в том числе системы поведенческих, моральных, когнитивных и других психологических образований личности
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут