Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Идеологический аппарат государства

Предмет Социология
Разместил 🤓 cypfanecer1979182
👍 Проверено Автор24

термин, ставший широко известным благодаря Л. Альтюссеру, обозначает одно из средств, с помощью которых обеспечивается господство капиталистического класса. Функцией идеологических аппаратов государства, в числе которых — религиозные институты, институты образования, средства коммуникации, семья и даже профсоюзы и политические партии, является инкорпорация всех классов в обществе в рамках господствующей идеологии. Гегемония господствующих классов может обеспечиваться также репрессивными аппаратами государства, которые действуют скорее посредством силы, а не идеологии. Баланс между идеологическими и репрессивными аппаратами государства зависит от конкретного общества. Использование понятия идеологического аппарата государства критиковалось за то, что оно способствует преувеличению влияния идеологии в обеспечении согласия в обществе.

Научные статьи на тему «Идеологический аппарат государства»

Структура политических партий

Идеологический подход....
Становление партий происходит в связи с выделением групп людей, объединенных едиными идеологическими...
масс, концентрируют все данные и всю информацию о деятельности партии в своих руках; бюрократический аппарат...
члены партии – участвуют в жизни партии, способствуют реализации программы партии, в бюрократический аппарат...
Оба типа партий имеют партийный аппарат - организованную группу людей, партийная политическая деятельность

Статья от экспертов

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСУДАРСТВО: ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ГОСУДАРСТВА В XXI ВЕКЕ

Новый взгляд на государство первоначально развивался крупным французским марксистом Л. Альтюсером в виде концепции идеологических аппаратов государства. Государственный аппарат подавления функционирует посредством насилия, в то время как государственные идеологические аппараты функционируют посредством идеологии. Само функционирование идеологических аппаратов государства играет единую роль воспроизводства производственных отношений. Пара аппаратов Школа - Семья сменила пару Церковь - Семья, но почему в капиталистическом обществе образовательный аппарат стал господствующим? Школа собирает детей различных общественных классов в течение долгих лет, когда ребенок наиболее восприимчив. Существование идей, в которые верит индивид, материально. По Л. Альтюсеру, исчезает термин «идея», остались термины «субъект», «сознание», «вера», «действия», появились термины «практики», «ритуалы», «идеологический аппарат». Получается, что человек по своей природе животное идеологическое. Поскольку идеол...

Научный журнал

Дореформенная структура экономики СССР и особенности государственного управления

Определение 1 Дореформенная структура экономики СССР - это сложившаяся под влиянием идеологических...
Основу стратегии государственного управления составляла идеологическая борьба с внешним врагом, которая...
Весь государственный аппарат находился в подчинении партийных органов....
и численности государственных служащих, а также работников партийного аппарата; в-третьих, создание...
Преимущество в системе партийного аппарата получали лица, имеющие рабоче-крестьянское происхождение;

Статья от экспертов

Современная коммерческая реклама как идеологический аппарат государства. Социологический ракурс

Жизнь любого современного общества уже невозможно представить без рекламы, прежде всего коммерческой. Реклама каждодневно и массированно воздействует на абсолютное большинство населения, переставая быть лишь экономической категорией и приобретая определенный вес в общественных и политических отношениях, в морали и становлении ценностных норм. Немаловажной особенностью коммерческой рекламы как вида социального действия, подчеркивающей ее социально значимый характер, является ее способность воздействовать на общество путем внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей, отвечающей принципам определенной установленной в социуме идеологии. Способность коммерческой рекламы инкорпорировать ценности, приемлемые для существующей в обществе идеологии, в массовое сознание населения позволяет предположить, что наиболее оптимально рассматривать коммерческую рекламу как одну из форм идеологического воздействия на подсознание индивидов путем переноса и трансляции в массовое сознание...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Преступность «Беловоротничковая»

в том виде, в каком это понятие первоначально использовалось Э.Сазерлендом (Sutherland, 1945), оно относится к преступлениям, совершаемым членами деловых кругов и крупных корпораций, включая незаконную рекламу, нарушение авторских прав, нечестную конкуренцию, уклонение от уплаты налогов, мошенничество и противоправные действия в трудовой сфере — то, что обычно называют корпоративной преступностью. Со временем это понятие было расширено, и в его объем стала включаться значительная часть скрытых преступлений, совер шаемых «беловоротничковыми» служащими на работе (например, мелкие кражи и манипуляции с отчетностью). Несмотря на то, что такая деятельность фактически незаконна, общественное мнение часто не рассматривает «беловоротничковую» преступность как преступность, поскольку она не обязательно связана с криминальной стигмой, а также потому, что как правило это преступления против институтов, а не людей. В отличие, например, от изнасилования, «беловоротничковые» преступления не являются явными и насильственными; их последствия обычно рассредоточены и не воздействуют непосредственно на отдельных индивидов. Поэтому правовая реакция на такого рода преступления часто отличается снисходительностью.

🌟 Рекомендуем тебе

Понятие «Железный занавес»

(iron curtain), граница между подконтрольной СССР Восточной Европой и Западной Европой. Впервые эту фразу произнесла в 1920 г. Этель Сноуден, жена британского политика-лейбориста, но известной ее сделал Уинстон Черчилль, заявивший в марте 1946 г. в Фултоне, штат Миссури, об угрозе тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР, который создал «железный занавес» (от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике).

🌟 Рекомендуем тебе

Собственность

под собственностью в социологии обычно понимается совокупность прав как на неодушевленные объекты (земля, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Эти права социально детерминированы и поэтому изменяются от одного общества к другому, а также в пределах какого либо общества с течением времени. Права собственности подразумевают социальные отношения между людьми, поскольку (1) они определяют, кто имеет санкционированный доступ к этим объектам, а кто лишен этого доступа; (2) обладание собственностью может наделять собственников властью над Другими людьми; и (3) в некоторых обществах люди сами являются объектами собственности (как в рабовладельческих обществах и фактически в тех феодальных обществах, где сельскохозяйственные работники были крепостными крестьянами и в качестве таковых были подчинены воле помещика и могли передаваться от феодала к феодалу вместе с землей). Социологические концепции собственности сосредоточиваются на следующих моментах: (1) приобретение — каким образом индивиды или коллективы получают доступ к собственности; (2) распределение — образцы владения собственностью и контроля над ней; принципы, лежащие в их основе, и институты (включая право), поддерживающие образцы распределения; (3) последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур; (4) социальные ценности или идеологии, обосновывающие права собственности. В капиталистических обществах права собственности редко включают права на людей. Основными правами, связанными с собственностью, являются права контроля, извлечения выгоды и распоряжения собственностью на исключительной основе. Исторически собственность была главным образом частной и лич ной, и все права собственности принадлежали индивидам (за исключением тех случаев, когда право распоряжения ограничивалось правовым механизмом майората), хотя корпоративные институты, такие, как церковь или коллегиальные органы, обладали коллективными правами собственности. С середины XIX в. основные изменения в этой области были связаны с ростом корпоративной собственности наряду с развитием акционерных компаний, находящихся во владении ряда индивидуальных акционеров, но юридически рассматривающихся как единые образования со своим собственным корпоративным лицом. В условиях развитого капитализма производительная собственность (собственность, играющая экономическую роль) становится все более корпоративной и безличной по мере того, как экономическая деятельность сосредоточивается в крупных корпорациях, приходящих на смену индивидуальным предпринимателям и се мейным фирмам. В последнее время социологи сосредоточивались на таких темах, как домашнее владение, интеллектуальная собственность и наследование. В первом случае предметом исследований было растущее влияние домашнего владения в Британии на образцы голосования, участие в жизни общины (территориального сообщества) и установки в отношении домашней жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot