Дореформенная структура экономики СССР - это сложившаяся под влиянием идеологических взглядов и командно-административного подхода система экономических отношений, отличающаяся высокой централизацией и плановостью.
Специфика дореформенной структуры советской экономики
Различные периоды существования советского государства характеризуются разными темпами и основными направлениями развития экономики, однако советская экономика на всех этапах своего развития обладала определенными сходными чертами, к числу которых можно отнести следующие свойства:
- во-первых, мобилизационная разновидность, выражающаяся в действии системы ради одной цели - сохранение целостности советского государства;
- во-вторых, централизованная система управления, обеспечивающая формирование хозяйственных планов и задач центральной властью;
- в-третьих, полное отсутствие конкуренции за счет стопроцентной монополизации всех отраслей экономики.
Для структуры дореформенной советской экономики на протяжении всего существования советского государства было характерно преобладание предприятий военно-промышленного комплекса. Периодически объем производства данного комплекса достигал 70% от общего объема производства. Всю совокупность элементов структуры народного хозяйства можно было разделить на следующие группы:
- во-первых, материальное производство, в состав которого включались сельское хозяйство, промышленность, рыбное хозяйство, лесное хозяйство, продовольственная промышленность, строительство и так далее;
- во-вторых, нематериальная сфера, включающая в себя услуги медицинского, спортивного, научно-образовательного, жилищно-коммунального назначения.
Явная направленность экономики на развитие военной промышленности отрицательно сказалась на всех остальных отраслях экономики. Эти отрасли не обеспечивали потребности населения в товарах народного потребления, что формировало их дефицит, социальную напряженность, недовольство властью.
Даже наличие денег у населения не давало ему возможности приобретать необходимые товары и услуги. Впоследствии экономическая составляющая стала одной из основных причин смены политического строя в стране и перехода к рыночной экономике.
В разные периоды развития советского государства предпринимались попытки оптимизировать структуру экономики, с учетом потребностей населения, однако неудачи во внешней политике и стремление утвердиться на лидирующих позициях в мире снова обращали внимание властей на военно-промышленный комплекс.
Как результат, даже в настоящее время многие отрасли испытывают проблемы, которые обусловлены значительным отставанием от мировых темпов развития. Российская экономика до сих пор носит ресурсный характер за счет экспорта не произведенной продукции, а добытых полезных ископаемых.
Характеристика особенностей государственного управления в СССР
Государственное управление в Советском Союзе строилось в соответствии с принципами командно-административной системы, основу которой составляли социально-психологические и организационно-распорядительные методы управления. Первая группа методов выражалась в идеологии, пропаганде, которые были призваны показать государственную власть в выгодном свете и объяснить ее ошибки, проблемы и просчеты. Вторая группа методов выражалась в планировании, нормировании, применении повсеместной системы контроля, основу которого составлял репрессивный подход.
При этом третья группа методов экономического характера в системе государственного управления Советского Союза практически не использовалась, поскольку эти методы противоречили идеологии всеобщего равенства и борьбы с обогащением. Основу стратегии государственного управления составляла идеологическая борьба с внешним врагом, которая сплачивала население страны. Когда советскому государству удавалось победить внешних врагов, для снижения социальной напряжённости власть предлагала бороться с внутренними врагами, и наоборот.
К числу отличительных особенностей государственного управления в Советском Союзе можно отнести следующие аспекты:
- во-первых, партийные органы в качестве дополнительной управляющей и контролирующей системы. Весь государственный аппарат находился в подчинении партийных органов. Решение коммунистической партии носили обязательный для исполнения характер всеми органами власти, предприятиями, учреждениями, коллективными хозяйствами. Попытки выразить несогласие с политикой партии признавались контрреволюционной деятельностью, за чем мог последовать арест несогласных;
- во-вторых, постоянный рост государственного управленческого аппарата. Государственная власть в Советском Союзе регулировала все сферы общественной жизнедеятельности, что естественным образом обусловило увеличение государственного аппарата и численности государственных служащих, а также работников партийного аппарата;
- в-третьих, создание правящей элиты в лице партийных работников. Элитность партийных работников подпитывалась специальным обеспечением (дефицитные товары, путевки и так далее). В определенной мере назначение на различные должности в системе государственного управления определялось классовым подходом;
- в-четвертых, формальность гражданского равенства. Советское государство по-особенному относилось к бывшим собственникам, а также государственным служащим Российской империи. Эти люди длительное время не имели гражданских прав. Преимущество в системе партийного аппарата получали лица, имеющие рабоче-крестьянское происхождение;
- в-пятых, установление государственной монополии в системе экономических отношений. Государство охватывало своей властью все виды экономических отношений, формируя специальные органы для решения этой задачи. В ведении партии находилось управление всеми видами промышленности, распределение всех видов ресурсов, получение всех видов доходов.