Статья посвящена эволюции образа Арлекина на театральной сцене за весь период его существования. Рассмотрение сценического пути знаменитой маски охватывает разные виды театрального искусства: драматического, пантомимического, балетного. При всем жанровом разнообразии судьба этой маски имеет общие тенденции и общую эволюцию. Арлекин, как персонаж комедии дель арте, за четыре столетия проходит путь, превращаясь из маски второго дзанни в символ актерского мастерства.
Статья посвящена эволюции образа Пьеро на театральной сцене. Рассмотрение сценического пути знаменитой маски охватывает разные виды театрального искусства: драматического, пантомимического, балетного. При всем жанровом разнообразии судьба персонажа-маски Пьеро имеет общие тенденции и общую эволюцию. Начиная в XVII веке с маски «слуги», играющего второстепенную роль в спектакле, в XX веке образ Пьеро превращается в символ глобального обобщения мечтательности, лиричности, одинокости.