В статье исследуется формирование относительно замкнутого круга характеристик и дескрипторов феномена образа Родины в коллективном сознании апополитейных и древних обществ. На основе компаративного анализа научных концепций, данных историографии, литературных источников автором выделяются стартовые предпосылки возникновения образа Родины как атрибута духовной жизни первых социальных объединений.
Несмотря на давность дискуссии и обилие предложенных теорий происхождения права и государства, этот комплекс вопросов по-прежнему далек от своего разрешения. Суть проблемы заключается в умозрительности большинства концепций вследствие отсутствия прямых и малочисленности косвенных источников по истории первобытного общества. Очевидно, что только применение комплексного подхода с использованием всей совокупности косвенных данных, предлагаемых гуманитарными и естественноисторическими научными дисциплинами, может вывести наши знания на новый уровень. Метод Л.-Г. Моргана, использовавшего этнологические данные для обширных исторических реконструкций первобытности, был подвергнут жесткой критике оппонентами, в первую очередь представителями культурного диффузионизма и американской школы исторической этнологии. В статье с позиций неоэволюционизма показана несостоятельность одних и спорность других аргументов о невозможности применения этнологических материалов для реконструкции первобытного...