Сущность ценообразования в экономике
Экономические системы большинства стран строятся на принципах рыночных отношений, которые включают в себя свободу экономических агентов, конкуренцию и ценообразование, основанное на соотношении предложения и спроса. В таких условиях каждый субъект хозяйствования стремится к максимизации собственной коммерческой или иной выгоды, а также к увеличению доходов. Достигается это путем установления такой цены на создаваемые и реализуемые блага, которая позволит не только покрыть предельные издержки производителя, но и сформировать необходимый объем прибыли. Важно отметить, что в рыночных отношениях спрос определяет поведение продавца, поэтому цена на товар или услугу должна быть интересна и второй стороне сделки.
Само по себе ценообразование является процессом установления цены на готовую продукцию или услуги. В экономической теории выделяют два его вида – централизованное и рыночное. В командной экономике все сферы хозяйственной жизни управляются государством, в том числе и ценообразование. В рыночной экономике цена устанавливается в результате установления относительного баланса между предложением и спросом. При этом предприниматель в праве сам выбирать необходимый для его стратегии уровень цен. Обычно, экономические агенты придерживаются следующих принципов при формировании цен:
- учитывают себестоимость за единицу выпускаемой продукции;
- анализируют цены конкурентов и конъюнктуру рынка;
- ориентируются на стратегию и тактику развития фирмы.
Кроме того, на ценообразование оказывает влияние широкий спектр контролируемых и неконтролируемых факторов. Внутренние особенности предприятия, его норма прибыли и рентабельности, инвестиционные и финансовые возможности определяют модель ценовой политики компании. Так же необходимо учитывать широкий спектр внешних факторов, таких как, политическая обстановка, любые изменения в международной экономике, рыночная конъюнктура, социальные и психологические ожидания потребителей.
Управление ценообразованием на предприятии
Выше были перечислены факторы, которые необходимо учитывать при ценообразовании в микроэкономике. Каждое предприятие в зависимости от выбранной стратегии и тактики определяет свой собственный метод ценообразования. При этом учитывается один из трех параметров, а именно, уровень цен конкурентов, соотношение предложения и спроса, а также производственные издержки.
Наиболее простой и доступный способ формирования цены – это учет себестоимости продукции и надбавка нормы прибыли. Однако, стандартные наценки обычно не дают желаемого результата, поэтому все равно необходимо учитывать рыночную конъюнктуру. Данный метод все равно остается одним из самых популярных на текущий момент, так как производителю проще рассчитать собственные издержки, чем спрогнозировать поведение спроса в текущем моменте и в будущих периодах. Считается, что такой подход является наиболее справедливым, так как даже при высоком уровне спроса, предприниматель получает заранее установленную норму прибыли, то есть не вынуждает покупателя к увеличению расходов.
Рыночный механизм и ориентированность на спрос делает все более популярным метод ценообразования на основе ценности товара для потребителя. Данная сфера больше относится к маркетинговым мероприятиям. Предприятия используют неценовые методы продвижения продукции, при этом цена устанавливается такой, какую по мнению продавца готов уплатить покупатель. Достаточно сложно правильно установить данный ценовой барьер, так как при перекосе предприниматель может получить убыток.
Ориентированность на конкурентов приводит к тому, что цены устанавливаются без учета текущих издержек и собственной нормы прибыли. Обычно на рынке существует «лидер», за которым следуют все остальные продавцы, выбирая уровень цен, соответствующий позиции лидера.
Управление ценообразованием в макроэкономике
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в любых хозяйственных процессах. Однако, полностью исключить государственное вмешательство невозможно. На уровень цен в стране могут воздействовать следующие факторы:
- Темпы инфляции.
- Принципы кредитно-денежной политики.
- Показатели бюджетного дефицита.
- Общее состояние производственной сферы страны.
Административное вмешательство в макроэкономическое ценообразование существовало в основном в командной экономике, но до сих пор частично сохранилось в рыночной для товаров социальной значимости. Цены или ценовой коридор на продукцию устанавливается прямо, через принятие соответствующих правовых актов и законов.
В рыночной экономике применяются более мягкие, но в то же время научно обоснованные методы управления макроэкономическим ценообразованием. Государство способно воздействовать на работу реального сектора, что в конечном итоге сказывается на потребительском спросе. Делается это через финансовую, законодательную, бюджетную и другие системы. Главная цель любого воздействия на ценообразование – достижение экономического равновесия и стабильности.
Обычно государство использует два метода воздействия на ценообразование через прямое управление, либо через систему налогообложения. Помимо управления ценами на социально значимые товары, прямое изменение цен может производиться так же в сфере добычи и продажи топливно-энергетических ресурсов. Делается это для достижения макроэкономических результатов, а также для избегания монополизации рынка. Однако, государственное вмешательство оказывает негативное влияние на рыночный механизм, потому что не весь спрос на определенный товар формируется потребителями, для которых устанавливаются низкие или фиксированные цены. Это приводит к проблемам в части производства и сбыта необходимой продукции, так как установленные цены могут не покрывать издержек продавца.
Более щадящий вариает управления макроэкономическим ценообразованием осуществляется через систему налогообложения. При этом рыночный механизм сохраняет свое действие. Налоги применяются для сдерживания тенденций перепроизводства.