Понятие и функции цены
Цена представляет собой денежное выражение стоимости определенного вида продукции.
В современных условиях производства продукции и ее обращения, продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого продукта не обязана совпадать со стоимостью: она может быть как выше, так и ниже от стоимости в зависимости от различных экономических факторов. В современных условиях хозяйствования колебания цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости, который представляет собой экономический закон товарного производства. Он способствует побуждению субъектов хозяйствования считаться с общественно необходимыми расходами труда и добиваться их сокращения, а также занимается регулированием распределения общественного труда и средств производства между отраслями экономики.
Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, где выигрывают те субъекты хозяйствования, которые применяют новые технологии и более экологическое сырье, а также наиболее эффективно организуют труд. Стоит отметить, что под воздействием закона стоимости проводится технических прогресс и происходит расслоение субъектов хозяйствования в вопросах конкуренции.
Цена отражает интересы как субъектов хозяйствования, которые производят продукты, так и их потребителей. Субъекту хозяйствования-производителю – возмещение расходов с определенной прибылью, а покупателю – экономическую выгоду от использования данного продукта.
Цена выполняет следующие функции:
- Учетная;
- Распределительная;
- Стимулирующая;
- Регулирующая.
Учетная функция способствует эквивалентности обмена, т.е. прибыль от продаж при прочих равных условиях должна обеспечивать возмещение расходов на производство и продажу, а также образование экономической выгоды в размере, который позволит совершенствовать и развивать производство, увеличивать жизненный уровень сотрудников. Данную функцию цены выполняют всегда.
Распределительная функция заключается в распределении дохода между производителями и покупателями. Если цена продукта выше его стоимости, то производитель возмещает свои расходы и извлекает прибыль, а если цена ниже стоимости, то производитель получает убыток. Покупатель, при использовании товаров, также имеет разного рода экономические выгоды.
Таким образом, распределительная функция цены отражает направление распределения – в пользу производителя или покупателя. Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены способствуют стимуляции субъектов хозяйствования к выпуску инновационных и товаров повышенного спроса, а понижение – к снятию с производства неактуальных товаров.
Регулирующая функция заключается в балансировке спроса и предложения. Если отсутствует возможность достижения соответствия спроса и предложения изменением объема производства или это нецелесообразно, то необходимо использовать инструмент цены.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные функции цен взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему, хотя их действие перекрывается, чем и объясняются трудности практического ценообразования.
Государственное регулирование ценообразования
Регулирование цен проводится на двух уровнях: на уровне государства и субъекта хозяйствования.
Регулирование ценообразования на уровне субъекта хозяйствования представляет собой саморегулирование, которое проводится в связи с тем, что изготовитель, разумеется, заинтересован в оптимизации цен, дабы гарантировать реализацию товаров и обеспечить прочные позиции на рынке в данный момент и в будущем. Саморегулирование представляет собой совокупность норм и правил, которые обязательны к соблюдению контрагентами на рынке.
Государственное регулирование – воздействие на цены так, чтобы поспособствовать стабильному развитию экономики в целом.
При рыночном ценообразовании цены на продукты определяются изготовителями, а государство может только их регулировать на довольно-таки ограниченный круг продуктов. На все остальные продукты государство определяет только общие подходы и принципы образования цен. Государство не имеет права установления конкретных цен на продукты, которые производятся частными субъектами хозяйствования. В современных условиях рыночной экономики субъекты хозяйствования продают свои товары по ценам и тарифам, которые установлены по их усмотрению или на договорной основе и только в частных случаях, которые предусмотрены законодательством.
На товары субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке, на продукты, которые формируют цены в разных областях экономики и уровень жизни граждан может распространяться государственное регулирование ценообразования.
Свобода субъектов хозяйствования в вопросах определения ценовой политики ограничивается государством. Необходимо выделить три уровня установления государством фиксированных цен:
- В виде государственных прейскурантов;
- «замораживание» рыночно свободных цен;
- Фиксированная монополизация цен.
Установление условий ценообразования для субъектов хозяйствования
Регулирование государством ценообразования путем установления условий определения цен для субъектов хозяйствования. Данные ограничения проводятся в формах:
- Фиксирования предельного уровня цен;
- Выделения максимума надбавок к фиксированным ценам;
- Установления предельного значения элементов розничного ценообразования;
- Внедрение максимального уровня разового повышения цен;
- Государственный контроль за монопольными ценами;
- Установление цен для товаров государственных субъектов хозяйствования.
Государство ограничивает степень самостоятельности субъектов хозяйствования определением правил поведения на рынке за счет разного рода запретов. Формы таких запретов следующие: запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, запрет ценовой дискриминации, демпинга, а также запрет на злокачественную ценовую рекламу.