Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль государства в ценообразовании

Понятие и функции цены

Определение 1

Цена представляет собой денежное выражение стоимости определенного вида продукции.

В современных условиях производства продукции и ее обращения, продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого продукта не обязана совпадать со стоимостью: она может быть как выше, так и ниже от стоимости в зависимости от различных экономических факторов. В современных условиях хозяйствования колебания цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости, который представляет собой экономический закон товарного производства. Он способствует побуждению субъектов хозяйствования считаться с общественно необходимыми расходами труда и добиваться их сокращения, а также занимается регулированием распределения общественного труда и средств производства между отраслями экономики.

Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, где выигрывают те субъекты хозяйствования, которые применяют новые технологии и более экологическое сырье, а также наиболее эффективно организуют труд. Стоит отметить, что под воздействием закона стоимости проводится технических прогресс и происходит расслоение субъектов хозяйствования в вопросах конкуренции.

Цена отражает интересы как субъектов хозяйствования, которые производят продукты, так и их потребителей. Субъекту хозяйствования-производителю – возмещение расходов с определенной прибылью, а покупателю – экономическую выгоду от использования данного продукта.

Цена выполняет следующие функции:

  • Учетная;
  • Распределительная;
  • Стимулирующая;
  • Регулирующая.

Учетная функция способствует эквивалентности обмена, т.е. прибыль от продаж при прочих равных условиях должна обеспечивать возмещение расходов на производство и продажу, а также образование экономической выгоды в размере, который позволит совершенствовать и развивать производство, увеличивать жизненный уровень сотрудников. Данную функцию цены выполняют всегда.

«Роль государства в ценообразовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Распределительная функция заключается в распределении дохода между производителями и покупателями. Если цена продукта выше его стоимости, то производитель возмещает свои расходы и извлекает прибыль, а если цена ниже стоимости, то производитель получает убыток. Покупатель, при использовании товаров, также имеет разного рода экономические выгоды.

Таким образом, распределительная функция цены отражает направление распределения – в пользу производителя или покупателя. Стимулирующая функция заключается в том, что повышенные цены способствуют стимуляции субъектов хозяйствования к выпуску инновационных и товаров повышенного спроса, а понижение – к снятию с производства неактуальных товаров.

Регулирующая функция заключается в балансировке спроса и предложения. Если отсутствует возможность достижения соответствия спроса и предложения изменением объема производства или это нецелесообразно, то необходимо использовать инструмент цены.

Замечание 1

Стоит отметить, что все вышеперечисленные функции цен взаимосвязаны друг с другом и образуют единую систему, хотя их действие перекрывается, чем и объясняются трудности практического ценообразования.

Государственное регулирование ценообразования

Регулирование цен проводится на двух уровнях: на уровне государства и субъекта хозяйствования.

Регулирование ценообразования на уровне субъекта хозяйствования представляет собой саморегулирование, которое проводится в связи с тем, что изготовитель, разумеется, заинтересован в оптимизации цен, дабы гарантировать реализацию товаров и обеспечить прочные позиции на рынке в данный момент и в будущем. Саморегулирование представляет собой совокупность норм и правил, которые обязательны к соблюдению контрагентами на рынке.

Определение 2

Государственное регулирование – воздействие на цены так, чтобы поспособствовать стабильному развитию экономики в целом.

При рыночном ценообразовании цены на продукты определяются изготовителями, а государство может только их регулировать на довольно-таки ограниченный круг продуктов. На все остальные продукты государство определяет только общие подходы и принципы образования цен. Государство не имеет права установления конкретных цен на продукты, которые производятся частными субъектами хозяйствования. В современных условиях рыночной экономики субъекты хозяйствования продают свои товары по ценам и тарифам, которые установлены по их усмотрению или на договорной основе и только в частных случаях, которые предусмотрены законодательством.

На товары субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке, на продукты, которые формируют цены в разных областях экономики и уровень жизни граждан может распространяться государственное регулирование ценообразования.

Свобода субъектов хозяйствования в вопросах определения ценовой политики ограничивается государством. Необходимо выделить три уровня установления государством фиксированных цен:

  • В виде государственных прейскурантов;
  • «замораживание» рыночно свободных цен;
  • Фиксированная монополизация цен.

Установление условий ценообразования для субъектов хозяйствования

Регулирование государством ценообразования путем установления условий определения цен для субъектов хозяйствования. Данные ограничения проводятся в формах:

  • Фиксирования предельного уровня цен;
  • Выделения максимума надбавок к фиксированным ценам;
  • Установления предельного значения элементов розничного ценообразования;
  • Внедрение максимального уровня разового повышения цен;
  • Государственный контроль за монопольными ценами;
  • Установление цен для товаров государственных субъектов хозяйствования.

Государство ограничивает степень самостоятельности субъектов хозяйствования определением правил поведения на рынке за счет разного рода запретов. Формы таких запретов следующие: запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, запрет ценовой дискриминации, демпинга, а также запрет на злокачественную ценовую рекламу.

Дата написания статьи: 27.11.2017
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot