Сущность ценообразования, его факторы
Смешанная модель экономических отношений является основой большинства национальных хозяйственных систем. Она включает в себя элементы традиционной, командной и рыночной модели. Последняя широко распространена на потребительском рынке. Для рыночных отношений характерна независимость хозяйствующих субъектов, конкурентная борьба между ними, а также индивидуальное стремление к личной выгоде. При совершений сделок между покупателем и продавцом используются финансовые взаиморасчеты. Производитель получает прибыль, а покупатель – полезность, согласно своим текущим потребностям. Индикатором сделки является цена, которая устанавливается продавцом.
Процесс установления цены на благо – товар или услугу – называется ценообразованием. Предприниматель может выбрать один из трех ориентиров при формировании цен на свою продукцию:
- Поведение конкурентов и их политику ценообразование.
- Рыночную конъюнктуру, выраженную в соотношении предложения и спроса.
- Учет собственных издержек.
Последний способ применяется повсеместно. Связано это с тем, что предприниматель обладает наиболее полной информацией о состоянии собственного производства, нежели о состоянии рынка или работе конкурентов.
Ценообразование является сложным процессом, на который могут оказывать влияние множество факторов. Расчет цены с помощью учета этих факторов позволяет повысить эффективность деятельности компании и укрепить ее возможности в получении необходимого дохода. Существуют внутренние контролируемые факторы предприятия, к которым можно отнести, стратегию и тактику на рынке, инвестиционные и финансовые возможности компании, планируемые норму прибыли и рентабельности и так далее. Среди неконтролируемых факторов выделяют любые изменения в политической, социальной и хозяйственной жизни страны, а также психологические ожидания покупателей, потребительские свойства товаров.
Ценообразование на производственные факторы
Основой рыночной экономики является реальный сектор экономики. В нем происходит создание, распределение и продажа продукции конечному производителю. Однако, для осуществления всех этих действий необходимо иметь ресурсы, которые позволят создавать хозяйственные блага. Их называют производственными факторами. К ним относят землю, капитал, труд и предпринимательский талант. Покупателями производственных факторов, как правило, выступают предприятия и государство, а продавцами являются домашние хозяйства.
Ресурсное ценообразование имеет свои особенности:
- Важно учитывать интересы обеих сторон. Расходы субъектов хозяйствования скажутся на сбытовых ценах, а агенты, предоставляющие ресурсы, нуждаются в оплате в виде зарплаты, ренты или финансового дохода.
- Цены устанавливаются согласно законам рынка и соотношению предложения и спроса. Главной особенностью ресурсного рынка является влияние спроса на конечную продукцию на ресурсный спрос.
- Предприятие закупит столько ресурсов, сколько смогут покрыть его будущие издержки. То есть, закупаемый объем ресурсов должен вывести компанию на потенциальный доход.
- Важно учитывать закон убывающей отдачи от используемых ресурсов. То есть расширение ресурсов производиться компанией до тех пор, пока доход не станет превышать издержки.
Последнее положение выражается в том, что производитель увеличивает объемы потребления ресурсов до тех пор, пока растет его прибыль.
Рисунок 1. Соотношение потребления ресурсов и получаемой прибыли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Это можно отследить на графике, где оптимальное потребление ресурсов и получаемой прибыли формируется в точке К. Прибыль станет максимальной в тот момент, когда ее прирост станет равен нулю.
Через изменение цен рынок получает информацию об изменении стоимости различных ресурсов. Важным параметром так же является эластичность спроса, которая показывает интенсивность изменения спроса на ресурс. Однако, сдвиг кривой спроса на графике обычно происходит под влиянием неценовых факторов, например, цены на другие ресурсы или изменение технологических процессов.
Ресурсное ценообразование
Самым важным производственным фактором является трудовой ресурс. Предложение на рынке осуществляется домашними хозяйствами, а потребителями данного ресурса выступают государство и предприятия. Каждый нанятый сотрудник получает заработную плату, которая представляет собой цену покупки его времени и профессионализма. Так же оплата труда позволяет работнику удовлетворять собственные потребности и потребности своей семьи. В условиях рыночной конкуренции оптимальный уровень заработной платы устанавливается под влиянием предложения и спроса. На практике редко существует совершенная конкуренция. Порой складываются ситуации, где покупателем рабочей силы выступает одно градообразующее предприятие. Оно определяет цену покупки трудовых ресурсов. Особенностью данного рынка является тот факт, что спрос на труд растет с увеличением спроса на конечный продукт компании.
Следующий производственный фактор - это капитал. По сути, он представляет собой материальный или финансовый ресурс, дающий возможность извлекать дополнительную норму прибыли. Сюда же часто стали относить человеческий ресурс, который подразумевает не только рабочую силу, но и ее качество, то есть знания, опыт, профессионализм и другие навыки. Спрос на капитал так же предъявляется со стороны бизнес-структур. Предлагают капитал либо домашние хозяйства, либо фирмы, которые обладают свободными ресурсами на текущий момент. Существует ссудный капитал, который предоставляется бизнесу на условиях срочности, платности и возвратности. На цену капитальных средств влияет процентная ставка. Она определяет количество денег, которые необходимо уплатить за каждый занятый рубль капитальных средств.
Ценообразование на землю обладает своей спецификой. Цена земли зависит от территориального расположения, климатических условий. Кроме того, она является природным ресурсом, поэтому его предложение неэластично, так как сам ресурс ограничен. Отдача от земельного участка снижается в процессе уменьшения отдачи от сельскохозяйственной деятельности.
Ценой земли является рента. Она может выплачиваться как за ее использование и добычу полезных ископаемых, так и за аренду.