Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объекты ценообразования

Ценообразование в системе экономических отношений

Современные экономические связи между субъектами строятся на принципах рыночных отношений. Для них характерна свобода экономических агентов, их стремление к достижению индивидуальной выгоды, а также наличие конкурентной борьбы между ними за более удобное положение на рынке. Взаимодействие между субъектами происходит относительно процесса создания благ, а также их распределения, сбыта и конечного потребления. Сделка происходит с помощью финансовых расчетов. Продавец устанавливает цену, а покупатель определяет полезность блага и свои финансовые возможности на текущий момент.

Оптимальность цены позволяет обеим сторонам сделки достигать ожидаемого результата. Процесс установления цен на создаваемую продукцию или услуги предпринимателем называется ценообразованием. Для того, чтобы определить общий уровень цен он может ориентироваться на следующие показатели:

  1. Соотношение совокупных данных по общерыночному предложению и спросу.
  2. Ценовое поведение конкурентов.
  3. Учет собственных издержек, расчет себестоимости единицы продукции, определение торговой надбавки.

На практике большинство субъектов хозяйствования пользуются третьим принципом при формировании цен. Связано это с тем, что наиболее полная информация, доступная предпринимателю, относится к его собственной деятельности. Очень сложно дать качественную и количественную оценку рыночной конъюнктуре и поведению конкурентов, так как большая часть информации остается недоступной.

Замечание 1

При ценообразовании важно провести подготовительную работу, проанализировав факторы, способные оказать воздействие на его эффективность. Сюда относят стратегию и тактику предприятия на рынке, его финансовые возможности, себестоимость продукции. Так же учитывают изменения на рынке, в политической и социальной жизни людей, психологические ожидания и потребительские свойства товаров и услуг.

«Объекты ценообразования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Объекты ценообразования. Цена

В ценообразовании, как и в любой другой сфере деятельности, существуют свои субъекты и объекты. К первым относят весь перечень экономических агентов, совершающих коммерческую и некоммерческую деятельность, реализующих товары или услуги. Объектами ценообразования являются две категории – цена и тариф.

Главное их различие заключается в выражении ценности определенного блага. Цена используется для материальных благ, товаров, ресурсов и так далее. Тарифы применяются в сфере услуг, либо для измерения нематериальной единицы товара. Главной особенностью услуг является единовременность производственного, распределительного, сбытого процессов и потребления.

Цена представляет собой количество денег, за которые продавец готов продать, а покупатель приобрести единицу товара. Сущность цены в данном случае заключается в отображении коэффициента обмена данного блага на финансовые средства.

Факторами, определяющими цену, по которой товар будет реализовываться на рынке, называют:

  1. Производственные затрат и издержки.
  2. Полезность или ценность блага для потребителя.
  3. Объем спроса и его эластичность, то есть ценовая гибкость.
  4. Интенсивность конкурентной борьбы.
  5. Величина государственного вмешательства и влияния.

Тариф представляет собой конкретную денежную ставку за оказанные услуги или работы. Они могут оказываться или обеспечиваться различного рода коммерческими организациями, фирмами, государственными учреждениями и частными компаниями. Наиболее известной сферой применения тарифов является оплата труда. Для отдельных профессий разрабатывается тарифная сетка, согласно которой ведется расчет заработной платы. Тарифы широко применяются в таможенном деле, в транспортных перевозках различного типа. Существуют тарифы в сфере страхования, в телекоммуникациях и связи, в работе коммунального хозяйства.

На особенности формирования тарифов оказывает влияние специфика услуг. При установлении определенной тарифной ставки необходимо обеспечить доход производителя. При этом размер тарифа должен быть оптимальным и для покупателя услуги.

Функции цен в экономике

В рамках рыночных отношений цены выполняют ряд функций, оказывающих влияние на работу всей хозяйственной системы.

Учетная функция заключается в формировании возможности сопоставления различных благ, чьи свойства сложно оценить с точки зрения потребительской ценности. Эта функция помогает вычислить количественные макроэкономические показатели.

Цены позволяют перераспределять общественный продукт и доходы между отраслями народного хозяйства, регионами, различными территориальными образованиями. За счет подакцизных товаров у государства появляется возможность поддерживать производство тех товаров и услуг, которые не приносят прибыли производителю.

Стимулирующая функция выражается в поощрении или сдерживании цен в различных сферах производства.

Установление относительного баланса предложения и спроса в условиях несовершенной конкуренции. Данное положение показывает, что равновесие совокупных показателей рынка возможно только при установлении определенной рыночной цены. Можно сказать, что цена выступает в роль регулятора. В результате происходит перераспределение капитала, а также устанавливается баланс выпуска продукции (уходит избыточное перепроизводство).

Замечание 2

Важно отметить, что установление цен, способных удовлетворить интересы сторон, и обеспечить стабильность экономики достаточно сложно. Связано это с тем, что рынок не всегда способен к саморегулированию. Существуют ситуации, называемые «провалами рынка». В этом случае требуется государственное вмешательство, которое может быть прямым и косвенным.

Прямое вмешательство подразумевает директивное воздействие на уровень цен. Правительством устанавливаются определенные ценовые коридоры, а далее осуществляется контроль над выполнением предписаний. Любые нарушения в сфере ценообразования преследуются по закону.

Косвенное вмешательство осуществляется через инструменты, которыми обладает государство. К ним относят фискальную политику, субсидии и государственные закупки. Благодаря им государство может регулировать объемы выпуска, закупа продукции. Таким образом, через влияние на объем спроса или предложения государство может воздействовать на равновесный уровень рыночных цен.

Дата написания статьи: 31.10.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot