Государственное регулирование рыночных цен – это принятие государственными органами обязательных к исполнению хозяйствующими субъектами решений, которые заключаются в установлении конкретного уровня цен на определенные виды продукции.
Современная концепция устройства и функционирования экономических систем предполагает использование смешанной модели, которая заключается в принятии государством активных действий по регулированию рыночных отношений. В том числе это касается отношений, связанных с ценообразованием на рынке. Его регулирование осуществляется государством методами, которые составляют две большие группы – прямыми и косвенными.
Прямые методы государственного регулирования рыночных цен
Прямые (или еще их называют, административные) методы государственного регулирования рыночных цен предполагают прямое, т.е. непосредственное участие государства в лице его уполномоченных органов в формировании уровней, структуры и движения рыночных цен, в установлении на рынке определенных правил ценообразования. Как правило, это осуществляется через принятие специального нормативно-правового акта, которым утверждается единый порядок формирования затрат предприятий и определяются их расходы, которые возмещаются из прибыли, и т.п.
К числу прямых методов государственного регулирования рыночных цен относят следующие приемы:
- установление на рынке фиксированных цен;
- замораживание рыночных цен;
- установление пределов потенциального роста (падения) рыночных цен;
- установление предельного норматива рентабельности предприятий;
- установление предельных снабженческо-сбытовых и торговых наценок;
- декларирование рыночных цен;
- установление рекомендательных для рынка цен;
- установление паритетных цен.
Государство фиксирует цены и тарифы при заключении государственных контрактов. Это связано с тем, что у государства как у заказчика имеется лишь ограниченный контроль за ходом выполнения контракта.
Крайне редко государством применяется общее замораживание цен в экономике страны. Этому обычно становится причиной инфляционный взрыв. Чаще всего изменение цен запрещается на время и в отношении отдельных товаров (как правило, товаров первой необходимости и жилищно-коммунальных услуг).
В целях защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов государство может установить предельные значения возможного роста или падения рыночных цен. Кроме того, эта мера также применяется в отношении социально важной продукции.
При регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов государство может установить предельные нормативы их рентабельности. Однако данный метод слабо заинтересовывает предприятие в снижении затрат, поэтому он сейчас слабо распространен.
Как показывает практика, предельные снабженческо-сбытовые и торговые наценки устанавливаются органами власти, прежде всего, на лекарственные препараты и другие аптечные товары.
Декларирование рыночных цен обязывает производителей представлять в государственные органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Данные органы вправе как разрешить регистрацию декларируемой цены, так и отказать в ней (или внести в нее коррективы).
По важнейшим видам продукции государство может устанавливать рекомендательные для рынка цен. Их превышение будет означать применение прогрессивного налогообложения получаемой прибыли.
Паритетные цены устанавливают в сфере сельского хозяйства. Паритет для цен на сельскохозяйственную продукцию определяют по отношению с ценами на промышленную продукцию, чтобы свести к минимуму финансовые потери сельского хозяйства.
Косвенные методы государственного регулирования рыночных цен
Косвенные (или их еще называют, экономические) методы государственного регулирования рыночных цен заключаются в создании государством условий, которые бы благоприятствовали расширению товарного предложения на рынке и увеличению рыночного спроса, т. е. воздействие осуществляется не на сами рыночные цены, а на факторы, которые оказывают влияние на них.
Методами косвенного регулирования государством рыночных цен являются следующие методы:
- налогообложение – количество налогов и их ставки являются теми факторами, которые учитывают предприятия при установлении цен на реализуемую продукцию: чем выше налоги, тем выше рыночные цены и наоборот;
- регулирование денежного обращения и кредитная политика – изменение учетной ставки процента оказывает влияние на возможности предприятий аккумулировать финансовый капитал и обеспечить его возврат, что, в свою очередь, сказывается на уровне устанавливаемой ими цены;
- оплата труда – установление государством минимального размера оплаты труда заставляет предприятия привлекать на ее финансовое обеспечение больше средств, за чем обычно следует повышение цен;
- регулирование расходов государственного бюджета – введение и изменение дотаций, экспортно-импортных пошлин, квот и других трансфертов из бюджета обуславливают изменение финансового состояния предприятий и их приоритетов в ценообразовании;
- установление норм амортизации – они закладываются предприятиями в уровне цен продукции.
Таким образом, государство обладает широким набором инструментов для косвенного регулирования рыночных цен. К ним также можно добавить реализацию государственных программ, направленных на создание условий для развития в национальной экономике здоровой конкуренции и предпринимательства, производства, стимулирования иностранных инвестиций, увеличению жилищного строительства и т.д. Данные меры способны устранить негативное влияние отдельных элементов экономической системы и создать предпосылки для установления справедливых рыночных цен.