Содержание процесса ценообразования
Процессы обмена товарами и услугами, формирования национального дохода, государственного бюджета так или иначе связаны с ценами на товары и услуги. Цена представляет собой с одной стороны отражение степени полезности товара для потребителя, с другой – денежное выражение обязательств по оплате предоставленных услуг, выполненных работ или поставленных товаров. В связи с этим при создании цены необходимо учитывать множество факторов.
Ценой называется рыночная стоимость товара, выраженная в денежном эквиваленте.
Рыночная стоимость отражает ценность товара для потребителя.
Ценностью продукта или услуги называют степень его полезности для потребителя в данный момент.
Помимо этого цена должна отражать и объем затрат на производство продукции (себестоимость товара). Если рыночная цена будет выше себестоимости, то производитель получит прибыль. Но если цена слишком высока, то спрос может резко упасть и производитель будет вынужден снижать цены, чтобы реализовать товар. Если цена будет ниже себестоимости, то производителю грозят убытки и разорение.
Совокупность процессов формирования цены на конкретный товар называется ценообразованием.
Процесс ценообразования может быть централизованным (в условиях командно-административной экономики) стихийным (в условиях рынка и свободной конкуренции). Но сегодня государство оставляет за собой право регулировать ценовую политику предприятий. Поэтому при определении цен на товары и услуги производители обязательно принимают во внимание следующие обстоятельства:
- издержки на производство единицы продукции;
- уровни спроса и предложения на данный товар или услугу;
- конкуренция на рынке;
- уровень цен на аналогичную продукцию;
- социальная и экономическая политика государства.
Понятие логистики
В последнее время в литературе довольно часто можно встретить термин «логистика». Для большинства наших соотечественников это новый термин. О его значении они имеют довольно приблизительное понятие.
Логистикой называют управление материальными, информационными и людскими потоками на основе их оптимизации.
Это одновременно и наука, и практический инструмент рациональной предпринимательской деятельности. В качестве науки логистика разрабатывает методы рационального управления объектами хозяйствования (предприятиями, отраслями) путем поиска оптимальных сочетаний в распределении производственных возможностей. Как инструмент предпринимательской деятельности логистика позволяет выбрать наиболее эффективные методы ведения бизнеса, реализации товаров и услуг.
Роль логистики в ценообразовании
Теория менеджмента рассматривает логистику в качестве стратегии управления материальными потоками при закупках, транспортировке, хранении и реализации товаров. Ее целью является оптимизация издержек производства и сбыта продукции как в масштабах одного предприятия, так и в масштабах национальной экономики.
В ходе ценообразования логистика позволяет решить следующие задачи:
- прогнозировать спрос на продукцию;
- планировать объемы запасов;
- определить необходимые мощности производства и транспорта;
- разработать научные методы распределения готовой продукции;
- оптимизировать процессы транспортировки, складирования и перегрузки продукции и пр.
Все эти операции имеют очень большое значение для снижения издержек производства. Соответственно, это позволяет регулировать уровень цен на товар, оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации.
В своей деятельности логистическое ценообразование использует ключевые категории:
- груз;
- качество;
- количество;
- время;
- место;
- затраты.
Правило довольно простое: «Все должно быть нужного качества, количества, вовремя, в нужном месте и с минимальными затратами». Логистическое ценообразование является составляющей частью бизнес-логистики, которая непосредственно разрабатывает стратегию закупок, распределения и сбыта продукции.