Ценовая дискриминация — это установление различных цен на разные единицы одинаковой продукции для одного или различных покупателей.
Отметим, что различия цен не являются следствием различия в тех издержках, которые связаны с оказанием покупателю каких-либо услуг. Следовательно, различие в ценах не всегда считается ценовой дискриминацией, а признаком ее отсутствия является одинаковая цена.
Например, к ценовой дискриминации не относится поставка одинакового товара по различным ценам в различные регионы, в разные периоды времени (фактор сезонности), различного качества и т.п. Но с другой стороны, реализация разноудаленным покупателям одного и того же товара по одной и той же цене рассматривается как ценовая дискриминация.
Основными признаками ценовой дискриминации являются:
- существенные различия прямой эластичности спроса по цене товара у различных покупателей;
- легкость идентификации этих покупателей;
- отсутствие возможности дальнейшей перепродажи товара покупателями.
На практике, наиболее благоприятными условиями для использования ценовой дискриминации являются условия рынка услуг или рынка материальных товаров, когда различные рынки друг от друга отделены большим расстоянием или существенными тарифными барьерами.
Совершенная ценовая дискриминация
Совершенная ценовая дискриминация возникает в случаях, когда каждую единицу товара фирма реализует по цене спроса (максимальной цене, которую готовы платить покупатели). Зачастую такая политика называется ценовая дискриминация по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.
Практика показывает, что совершенная ценовая дискриминация практически невозможна, так как для ее осуществления монополисту необходимо понимать цену спроса для каждого возможного потребителя своей продукции. Приближенная к совершенной ценовой дискриминации ситуация возможна в случае наличия небольшого количества покупателей, к примеру, в случае деятельности индивидуального предпринимателя (врач, юрист, портной и т.д.), когда все единицы товара производятся по индивидуальным заказам.
Ценовая дискриминация второй степени
При ценовой дискриминации второй степени организация назначает различные цены в зависимости от объема продажи, поэтому связь объема продаж и общих доходов монополиста имеет нелинейное соотношение.
Чем больше цена продукции дифференцирована, тем больше подобная ценовая дискриминация похожа на совершенную.
На практике ценовая дискриминация второй степени реализуется в форме ценового дисконта. Скидки могут предоставляться на объем поставки (чем больше покупка, тем больше скидка), по времени (утренние скидки, скидка в межсезонье) и т.д.
Иногда этот вид дискриминации называется самоотбором. При отсутствии реальных возможностей определить цену спроса для каждого своего клиента (как в случае совершенной ценовой дискриминации), продавец может предложить всем схожую структуру цен, тем самым покупатель сам решает какой объем и рыночные условия ему выбрать.
Ценовая дискриминация третьей степени
При ценовой дискриминации третьей степени весь рынок разделяется на отдельные сегменты и группы покупателей, для каждой из которых продавцом назначается своя цена.
Подобная ценовая дискриминация проявляется при продаже авиабилетов разного класса комфорта, спиртных напитков класса «люкс» и других алкогольных продуктов. Примером также является предоставление скидок на билеты в кинотеатры и музеи для детей, военных, учащихся, пенсионеров.