Ценообразование как экономический процесс
Развитие человеческой цивилизации тесным образом связано с производственной деятельностью. Закономерным явлением в производстве является территориальное разделение труда. В свою очередь оно является объективной причиной становления обмена продукцией. При этом должен был соблюдаться принцип равноценности обмена. До появления денег процесс обмена был во многом связан с субъективными ощущениями ценности продукта.
Ценность продукта – это степень его полезности для потребителя в данный момент.
С появлением денег понятие ценности приобрело более унифицированный характер. Появилось понятие цены товара.
Цена- это денежное выражение рыночной ценности товара.
Для каждого производителя товаров или услуг вопрос установления цены является очень важным. Ведь цена является тем краеугольным камнем экономических отношений, на который опирается сложная система взаимодействий участников производства, зависит формирование и распределение национального дохода и внутреннего валового продукта государства, формирование национального бюджета и бюджетов более низких уровней. Цена товара является не только отражением степени полезности товара для потребителя, но и служит денежным выражением обязательства по осуществлению выплат за предоставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы. Поэтому важным компонентом экономической политики как отдельного предприятия, так и государства в целом является политика ценообразования.
Ценообразование – это совокупность процессов по формированию цены на товар или услугу.
При формировании цены необходимо учитывать многочисленные факторы и обстоятельства. Наиболее важными из них являются следующие:
- постоянные и переменные издержки производства;
- взаимодействие спроса и предложения на данный товар или услугу;
- наличие конкурентов на рынке;
- уровень цен на аналогичную продукцию;
- социальная и экономическая политика государства.
О методологии ценообразования
В современных условиях рыночной экономики государство сохраняет определенные рычаги влияния на формирование цен. В Российской Федерации уделяется этому вопросу очень большое внимание. Например, Главная государственная экспертиза Российской Федерации выступает за привлечение представителей профессиональных сообществ к процессу совершенствования системы ценообразования.
Наиболее ярко это проявилось в сфере градостроительства. Именно в этой области ценообразования и сметного нормирования наиболее продуктивно сотрудничество для выработки консолидированных решений. Эти решения касаются рассмотрения и обеспечения достоверного определения сметной стоимости произведенных работ, оказанных услуг и созданных продуктов.
Все поступающие от представителей профессиональных сообществ (профсоюзов) предложения рассматриваются соответствующими подразделениями Главной государственной экспертизы РФ. Они учитываются при разработке проектов ценообразования и нормирования в сфере градостроительства.
Еще одним важным направлением государственной ценовой политики является мониторинг цен строительных работ и строительных ресурсов. В основе данной государственной политики лежат Федеральный закон от $03.07.2016$ $ № 369$-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи $11$ и $14$ Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и постановление Правительства Российской Федерации от $23$ декабря $2016$ г. $№ 1452$ «О мониторинге цен строительных ресурсов».
Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации $№ 1452$ от $23$ декабря $2016$ года данные о ценах на строительные ресурсы направляются в специальный орган – Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Данный орган был создан под эгидой Главгосэкспертизы России.
Информационная система ценообразования является важным рабочим инструментом, который обеспечивает сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.
Данная система содержит информацию о нормативах в строительстве и нормах на строительные ресурсы. Помимо этого в ней имеются классификатор строительных ресурсов и список юридических лиц, которые обязаны предоставлять сведения в централизованную информационную систему. Внедрение данной системы позволит:
- оптимизировать ценообразование в строительстве;
- повысить стабильность на рынке строительства и строительных материалов;
- активизировать внедрение новых технологий в строительстве;
- повысить конкурентоспособность отечественного строительства.