Особенности цены и ценообразования
Цена представляет собой денежное выражение ценности экономического блага в момент обмена. Производитель продукции всегда стремится за счет цены решить свои экономические цели, при этом создавая такую цену на продукт, которая покроет расходы производства, принесет прибыль и будет интересна покупателю. Можно сказать, что цена - это денежная мера по которой продавец готов отдать произведенное им экономическое благо, а потребитель это благо приобрести.
Ценообразование представляет собой механизм расчета цен на экономическое благо. Универсального метода ценообразования для рынка товаров или финансов не существует. Как правило, предприниматель применяет совокупность методов ценообразования, соответствующих задачам, решаемых в тот или иной период деятельности хозяйственного субъекта.
В условиях рыночных взаимоотношений на ценообразование все большее влияние оказывают рыночные факторы. Если раньше ценообразование больше ориентировалось на учет издержек производства, то в настоящее время при формировании цен на продукцию или услуги предприниматели все больше внимания обращают на потребности покупателей и ценовую политику своих конкурентов.
Таким образом, посредством ценообразования могут решаться такие задачи, как:
- занятие ниши рынка;
- введение новых товаров;
- захват доли рынка;
- повышение конкурентных преимуществ и т.д.
Функции ценообразования
Цена может быть рассмотрена как метод управления экономикой, хотя при этом ценообразование существенного влияния не оказывает. Если при плановой экономике цена использовалась как регулирующий рынок инструмент, то в условиях рынка цены являются одним из инструментов саморегулирования рыночных отношений.
Таким образом, можно выделить основные функции ценообразования на рынке:
- Установление баланса между спросом и предложением. Такая функция позволяет отследить балан денег в сфере производства и сфере потребления. Производитель, проанализировав спрос, может сместить цели производства в сторону более востребованных групп товаров.
- Распределение экономических благ между хозяйствующими субъектами разных уровней организации. Так, например, поддерживая высокие цены на подакцизные товары, сохраняется возможность удерживать низкие цены на продукцию первой необходимости.
- Цены могут выступать, как стимулирующий инструмент экономики. В данном случае повышение или понижение цен приводит к развитию технологий в производственной сфере, перераспределению денежной массы внутри страны. Изменение цен может также простимулировать экспорт или импорт товаров.
- Учетная функция, показывающая сравнительный анализ продукции. Такой анализ производится если сложно определить ценность продукции для потребителя. На основе подобных инструментов формируется экономические показатели деятельности отраслей народного хозяйства или отдельных хозяйствующих субъектов.
- Так же к функциям ценообразования можно отнести функцию сопоставления экономических благ друг с другом, выделяя при этом продукцию с высокой или низкой ценностью, то есть их можно сравнивать.
- Социальная функция ценообразования показывает общий уровень жизни населения. Цены оказывают влияние на инфляционные изменения в экономике, в связи с чем меняется прожиточный минимум, общее благосостояние населения, покупательская способность людей.
- Кроме того, ценообразование позволяет определять количество денег, которые готов заплатить потребитель. Но при этом продавец должен подобрать такую ценовую политику, чтобы не понести убытков, а в идеале получить максимально возможную прибыль при реализации своих экономических благ.