Ценовая политика на основе себестоимости
Ценовая политика на основе себестоимости представляет собой установление цен посредством суммирования планируемой прибыли к понесенным производственным издержкам.
То есть цена формируется с учетом возмещения издержек производства, что является самым простым способом ценообразования.
Например, себестоимость единицы продукции составила 500 рублей, при этом производитель устанавливает наценку 25 % (то есть планирует получить прибыль). Тогда окончательную цену мы определим по формуле:
Ц = Себестоимость/(1-наценка)
Ц = 500/(1-0,25) = 666,7 рублей
Этот способ применяется в тех случаях, когда определяемая цена позволит добиться предполагаемых объемов продаж.
Данный метод ценовой политики популярен по нескольким причинам:
- Не требуется постоянная корректировка цен и спроса на товар,
- Сведение конкуренции к минимуму при условии, если все предприятия в отрасли применяют эту ценовую политику.
Политика высоких цен
Политика высоких цен иногда называется политикой «снятия сливок» представляет собой стратегию ценообразования, которая заключается в установлении высокой цены на первоначальном этапе продажи товара (новой продукции). Этот вид ценовой политики осуществляется с целью получения максимальной прибыли со всех сегментов рынка, которые готовы оплачивать такой уровень цены, при этом обеспечивается меньший объем продаж с большим доходом от каждой продажи.
Преимущества ценовой политики снятия сливок:
- Создание имиджа компании с качественным товаром,
- Обеспечение большого размера прибыли,
- Облегчение изменения уровня цены.
Данный тип политики имеет и недостатки, поскольку ее проведение ограничено во времени. Высокий уровень цены ведет к тому, что конкуренты начинают производить аналогичные товары или товары-заменители. Здесь важно определить момент, когда необходимо начать снижение цен.
Ценовая политика проникновения на рынок
Ценовая политика проникновения на рынок заключается в установлении относительной низкой цены на новую продукцию с целью привлечения максимального количества потребителей и захвата большей доли рынка.
В отличие от политики снятия сливок, данный вид ценовой политики предполагает установление низких цен на первоначальном этапе внедрения продукции на рынок. Это делается для привлечения внимания потребителей и создания положительного имиджа компании.
Предприятия, применяющие данную политику образования цен, часто рискуют, поскольку могут потерять значительную часть прибыли. По этой причине такая ценовая политика доступна для крупных предприятий, обладающих большими объемами производства.
Другие виды ценовой политики
Существуют еще несколько видов ценовой политики:
- Политика психологического ценообразования (неокругленных цен) учитывает помимо экономической составляющей психологическое влияние цены. При этом используется в качестве источника информации о продукции.
- Политика целевой нормы прибыли, проводимая в случае предложения на рынок не принципиально новой продукции, а какой-либо массовой продукции, выпускаемой в течение многих лет при условии модернизации.
- Политика ценового лидера (следования за лидером) предполагает учет ценовой политики лидера в отрасли, а не установление цены на новый товар в полном соответствии с уровнем цен ведущего предприятия рынка. Цены на новый товар могут отклоняться от цен предприятия лидера только в определенных пределах, которые зависят от качественного и технического превосходства продукции. Чем меньше отличий нового товара в сравнении с большинством предлагаемых на определенном рынке, тем ближе уровень цен на новые изделия к тем, которые установил лидер отрасли.