История ценовой политики
Особое значение и роль ценовая политика приобрела в середине 70-х и 80-х годов, это связано было, прежде всего, с увеличением себестоимости производимых в те времена товаров. Резкое увеличение затрат происходило в основном из-за того, что государство стало в меньшей степени контролировать и регулировать деятельность банковских структур, транспортных компаний, что привело к более самостоятельной деятельности и, соответственно, это сразу отразилось на ценовой политике этих структур.
Особое положение ценовая политика заняла во времена перестройки в России, в начале 1990-х годов, когда рынок перешел на конкурентные отношения. Такие отношения подразумевали полную самостоятельность фирм, контроля со стороны государства почти не было, каждый вел свою политику и свои правила ведения торговли. В тот период и по сегодняшний день цена является одним главным инструментом в торговле, который может управлять спросом на рынке.
Роль ценовой политики для предприятия
Ценовая политика – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, который заранее планируется и контролируется, с целью поддержания спроса в определенном сегменте на товар, производимый фирмой в данный период времени.
Для фирмы ценовая политика это обязательный элемент ведения бизнеса, если заранее не позаботиться о ее планировании и реализации, то, скорее всего, высоких продаж и уровня сбыта ожидать напрасно. Особенно актуальна ценовая политика для предприятия в следующих случаях:
- Когда целевая аудитория фирмы, прежде всего, реагирует на изменение цены на товар, а не на маркетинговые инструменты повышения сбыта товара, такое поведение потребителей характеризуется высокой эластичностью спроса на рынке;
- Невозможность дифференцировать ассортимент товара, выпускаемый фирмой на рынок, а также изменить имеющиеся каналы товародвижения;
- В момент, когда товар набрал популярность и достаточно долго существует на рынке, то есть переходит из стадии «зрелость» в стадию «ухода с рынка»;
- Предприятие, имеющее небольшой опыт работы, то есть открылось недавно или осваивает нишу новых товаров не так давно, в данном случае есть острая необходимость постоянно пересматривать ценовую политику;
- Ситуация, в которой две фирмы, конкурирующие друг с другом, выходят на рынок с новым товаром с большой разницей во времени, та фирма, что выйдет позже, должна пересмотреть ценовую политику и т.д.
Основная роль и назначение ценовой политики фирмы – это сохранение или рост продаж товаров на выбранном сегменте потребителей, за счет проведения ряда мероприятий, способствующих этому.
Состав ценовой политики
Ценовая политика это не дисциплина и не наука, это лишь элемент важнейших стратегий фирмы, таких как экономическая, финансовая, маркетинговая, коммерческая, налоговая, ассортиментная политика, товарная и т.д. Ценовая политика является совокупностью ценовых стратегий фирмы и тактик к их выполнению.
Стратегия ценовой политики – это составление плана определенных целей, которые должно достигнуть предприятие, в рамках процесса ценообразования.
Тактика ценовой политики - это реализация целей стратегии ценообразования, с учетом существующего стратегического порядка по их выполнению, а также корректировка этих целей с учетом возникающих обстоятельств.
Все задачи по реализации стратегических целей должны выполняться точно в срок и быть под контролем ведущих специалистов.
Таким образом, роль ценовой политики на предприятии очень высока, так как ее основная цель в том, чтобы достигать максимальных результатов продаж и рентабельности предприятия, то есть то, ради чего работает предприятие на рынке.