Факторы, влияющие на ценообразование в гостиничном бизнесе
Основной вид деятельности, осуществляемый гостиницами, – это предоставление гостиничных услуг. Гостиничная услуга складывается из двух компонентов:
- предоставление помещения, которое клиент может использовать для проживания;
- оказываемых персоналом услуг (оформление документов, уборка номера и сопутствующие услуги).
Важнейший элемент гостиничной услуги – это гостиничный номер. Именно номер в значительной степени определяет цену. При этом учитываются как индивидуальные особенности номера (его категория, площадь, оснащение, размещение в гостинице – например, номера с выходящими на море окнами могут стоить дороже, чем с окнами на хозяйственные постройки или размещенные рядом со служебными помещениями), так и общие особенности гостиницы, влияющие и на номер (категория гостиницы, размещение гостиницы в городе – для приморских городов это близость к морю, для других населенных пунктов – близость к достопримечательностям, центру, достижимость на транспорте).
В целом ценовая политика гостиницы определяется:
- себестоимостью оказываемых услуг;
- уровнем цен, сложившимся на рынке (у конкурентов – прямых и косвенных) с учетом преимуществ и слабых сторон данной конкретной гостиницы;
- соотношением спроса и предложения.
П.4 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ определяет, что потребителю должна предоставляться необходимая и достоверная информация об услугах, включая:
- цену номеров имеющихся в гостинице категорий (мест в номерах для номеров с размещением нескольких проживающих);
- цены и перечень оказываемых за дополнительную плату услуг (это могут быть услуги размещенного в гостинице тренажерного зала, сауны, прачечной, парковки, экскурсионные услуги, ремонт одежды, услуги делового назначения, пользование ТВ, Интернетом и т.д.);
- сведения о порядке и форме оплаты услуг.
Как правило, перечень дополнительных услуг связан с категорией отеля. Для получения определенного количества звезд к отелю предъявляются требования в том числе по дополнительным услугам. Таким образом, клиенты получают надбавку к цене за сам факт наличия возможности воспользоваться услугой (а за собственно пользование платят отдельно).
Влияние сезонного фактора на ценообразование в гостиничном бизнесе
При ценообразовании в гостиничном бизнесе действуют базовые экономические законы, в частности, законы спроса и предложения. Предложение в рамках года (краткосрочных период) практически не меняется (строительство новых отелей и закрытие старых происходит в долгосрочном периоде), поэтому изменения цены в большей степени определяются изменениями спроса.
На разные отели влияние сезонного фактора проявляется по-разному. В некоторых регионах сезонность спроса носит ярко выраженный характер. Это относится в первую очередь к городам возле моря. Если на тропических островах температура моря и воздуха позволяет отдыхать на пляжах круглых год (и поток туристов колеблется незначительно), то, например, в Сочи сезон длится с мая по сентябрь, после чего поток клиентов в гостиницы значительно ослабевает. Подобная ситуация наблюдается и на горнолыжных курортах, только «высокий сезон» приходится на зиму. Пики экскурсионного туризма приходятся на праздничные каникулы (для россиян это новогодние праздники, майские выходные, 23 Февраля и 8 Марта).
Следует отметить, что на некоторые отели сезонность практически не влияет. Это относится к городам премиального сегмента, а также к отелям, расположенным в крупных городах (в которых селятся не только отдыхающие, но и приехавшие по делам люди) – например, в Москве, Санкт-Петербурге. Однако праздничные пики спроса, проведение масштабных мероприятий могут влиять и на них.