Процесс ценообразования представляет собой операции по формированию и установлению оптимальной цены на товар, выпускаемый на рынок.
Роль и значение ценообразования в деятельности любого предприятия имеет большое значение, поэтому необходимо уделять много времени на процесс установления цены, от этого зависит успех работы предприятия.
Главные цели и задачи ценообразования
Процесс ценообразования преследует ряд основополагающих целей для предприятия:
- Повысить основные экономические показатели компании в долгосрочной перспективе (прибыль, рентабельность и т.п.);
- Резкое увеличение прибыли за короткий промежуток времени;
- В перспективе увеличить долю рынка предприятия;
- Установление и сохранения лидирующих позиций по цене на рынке;
- Увеличение конкурентоспособности фирмы;
- Система лояльности цен, актуально для торговых агентов и как следствие потребителей;
- Повышение репутации компании за счет грамотной ценовой политики;
- Стимулирование сбыта продукции, особенно в разрезе товаров, которых слабо пользуются спросом и т.д.
Для того чтобы достигнуть этих целей, необходимо решить ряд задач в процессе ценообразования:
- Итоговая цена товара должна покрывать, причем 100% затрат на производство этого товара и выпуска его на рынок, а также приносить достойную прибыль предприятию;
- Цена на товар должна быть установлена с учетом взаимозаменяемости товара;
- Итоговая цена на товар должна быть сформирована на основании и с учетом социальной направленности политики государства, где продается данный товар;
- Цена товара и ее формирование должно быть на основе учета затрат на соблюдение экологической безопасности в рамках процесса производства данного товара, а также его утилизации, если товар имеет не стандартный характер использования;
- Цена товара должна отвечать внешнеполитическим требованиям и вопросам по его реализации не только на территории государства, но и на международном рынке.
Рыночное ценообразование
Все современные предприятия функционируют на рынке, где существует два основных субъекта, это продавец и покупатель. На сегодняшний день и тех и других на рынке достаточно много. Дефицита товаров на данный момент нет, покупатель вправе выбирать, что ему надо и в каком количестве и тут важную роль играет цена на товар.
Так как рынок конкурентный, то товаров схожего качества и свойств на нем много, поэтому конкуренция – это важный инструмент рыночного ценообразования.
Рыночное ценообразование поддается и подчиняется закону спроса и предложения. Механизмом такого вида ценообразования является равновесная цена.
Спрос и предложение всегда находятся на разных полюсах, если предложения больше, чем спроса, то наступает жесткая конкуренция между продавцами товаров, ввиду этого цена на товары начинает активно падать вниз. А если, наоборот, спрос на товар большой, а предложения мало, то в таких условиях рынка цена начинает активно расти.
Основное предназначение рыночного ценообразования уравновесить как спрос, так и предложение на рынке товаров.
Если производитель завышает цену, то есть стоимость товара выше равновесной цены, то чаще всего такой производитель не продержится долго на рынке, а если цена товара равна или приближена к равновесному ценообразования, то, скорее всего, производителя ждет успех. Идеальное условия для предприятий – это выводить товар на рынок по цене, ниже равновесной.
Таким образом, рыночное ценообразование призвано регулировать цены на товары на рынке, чтобы стимулировать спрос и предложения, чтобы процветала здоровая конкуренция.