Актуальность ценообразования
На сегодняшний день рынок представляет собой определенную экономическую структуру и выполняет разнообразные функции, где цена и процесс ценообразования является, чуть ли не одним из самых важных признаков товара на рынке.
Деньги и стоимость товара в современном мире приобрело колоссальное значение, за деньги можно купить абсолютно все что угодно.
Цена напрямую влияет на спрос, на товар, на его узнаваемость, на его оборачиваемость и другие понятия.
Ценообразование является экономическим процессом, в рамках которого идет формирование и установление цены на товар.
Цена является, так сказать, конечным этапом процесса ценообразования. В процессе ценообразования идет выявление ценности товара, которую он будет иметь на рынке для потенциального покупателя. Надо отметить, что цена не всегда выражается и может быть измерена в денежном эквиваленте, так же это может быть и бартер.
Роль процесса ценообразования
Ценообразование – это процесс, в ходе которого идет формирование, на основании экономических расчетов и данных, итоговая цена продукции, которая будет продаваться на рынке.
От процесса ценообразования зависят такие итоговые показатели деятельности предприятия как прибыль, рентабельность, доход и т.д. Поэтому ошибаться в рамках этого процесса нельзя, иначе предприятие может понести колоссальные потери.
Цена и ее установление отвечает на многие вопросы предпринимательской деятельности: нужно ли увеличивать объемы производства, осваивать новые рынки, выпускать новый товар на рынок, открывать новые производства и т.д.
Проблемы ценообразования
Установить цены и правильно ее сформировать только на первый взгляд, кажется, абсолютно простой задачей, на самом деле, в этой деятельности есть множество проблем и сам процесс становится сложным и многозадачным.
Основными проблемами в процессе ценообразования служат:
- Увеличение себестоимости продукции. Как известно, рынок в нашей стране постоянно меняется, происходят процессы, которые либо напрямую, либо косвенно влияют на экономическую, политическую, социальную политику в стране, и тем самым влияют и воздействуют и на предприятие. Надо отметить, что затраты, которые закладываются обычно на этапе бизнес планирования, не совпадают с реальными затратами предприятия, так как пока идет реализация плана, факторы, воздействующие на производство товара меняются и чаще всего не в положительную сторону. Поэтому, когда себестоимость товара получается в итоге больше, то и цена соответственно должна меняться. Руководство компании понимает, что если увеличить цену на товар, это может привести к потере клиентов, снижению объемов продаж, и как следствие прибыли, что недопустимо. В виду этого необходимо максимально избегать увеличения затрат на производство продукции: искать новых поставщиков, использовать аналогичное более дешевое сырье и т.д.;
- Постоянные изменения в законодательстве. Так как в нашей стране практически нет стабильности, то предприятия постоянно сталкиваются с проблемами хозяйственного, экономического, законодательного характера. Данные проблемы разрешимы чаще всего только с возможностью финансовых растрат на их устранение. Например, правительство приняло новый закон, в рамках которого гостиничные предприятия должны обязательно установить кнопку экстренного вызова полиции. Данный закон требует от исполнителя финансовых затрат, которые потом, в будущем, как бремя ляжет на плечи гостей гостиничного комплекса, и повышения цен на проживание практически не избежать.