Понятие цены и ценообразования
Производственный процесс включает в себя не только мероприятия по изготовлению продукции или оказанию услуг. К нему так же относятся сбытовые операции, и мероприятия по доведению продукции до потребителя путем ее продажи или обмена. Для взаимодействия между субъектами и объектами рынка существует мера денежного выражения ценности экономического блага, называемого ценой. Цена является сложной экономической категорией, которая рассчитывается на основе совокупности множества контролируемых и неконтролируемых факторов. Цена влияет на рентабельность производства, сохранение конкурентных позиций на рынке, так же является рычагом оптимизации технологических процессов в сфере создания экономических благ.
Для эффективной разработки цен на свою продукцию или услуги предприниматели разрабатывают механизм называемый ценообразованием. Ценообразование для отдельного хозяйствующего субъекта будет индивидуальным, так как любой бизнес имеет свою специфику и свои задачи.
Модели ценообразования и их особенности
Можно выделить две основных модели ценообразования: плановая и рыночная.
Плановая модель подразумевает использование затратного метода расчета цен, где цена выражает только интересы производителя. Такое ценообразование было характерно для плановой экономики, где не существовало конкуренции, а рынок и цены контролировались государством. В настоящее время такие модели применяются на производствах стратегического значения или предприятиях монополистах. Потребитель услуг или продукции подобных производителей вынужден приобретать экономическое благо по установленной цене, так как не имеет альтернативного выбора. Либо же, цены контролируются для сохранения определенных параметров рынка.
Для рыночной модели ценообразования характерно разнообразие экономических факторов, влияющих на разработку ценовой политики хозяйствующих субъектов. В данном случае, предприниматель не может ориентироваться только на извлечение максимально возможной прибыли. Хозяйствующий субъект может эффективно функционировать на рынке, гибко реагируя на конкурентную среду, и будучи ориентированным на удовлетворение потребностей покупателя. В модели рыночного ценообразования определяющим фактором формирования цен является конечный потребитель. Именно его решение о соотношении цены и качества является определяющим процессов ценообразования на хозяйственных субъектах.
Факторы рыночного ценообразования
Рынок диктует производителю свои правила. Теперь предприниматель должен установить такие цены на свою продукцию или услуги, которые позволят получить прибыль, при этом удержат своего потребителя и повысят его лояльность в долгосрочной перспективе.
К внешним факторам, влияющим на формирование цен можно отнести:
- инфляционные параметры рынка;
- изменения в денежно-кредитной сфере;
- снижение внутреннего валового продукта, что говорить о возрастание инфляционных темпов;
- кризис экономики;
- изменения в международных и политических отношениях между странами и т.д.
К внутренним факторам рынка, влияющим на ценообразование можно отнести:
- платежеспособность покупателей;
- изменения в тенденциях моды, актуальности производимой продукции или услуг;
- эффективность технологических процессов производства, что позволяет сократить издержки и варьировать цены, делая их более привлекательными для покупателей;
- функционирование конкурентов, их действия на рынке;
- изменения в налоговом законодательстве, повышение или понижение акцизов и другие.
Здесь можно отметить, что факторы ценообразования могут быть как контролируемыми, так и не контролируемыми, при этом предпринимателю необходимо учесть все риски для формирования эффективной политики ценообразования, действуя на экономическом рынке.