Понятие целей ценообразования в маркетинге
Одним из важнейших элементов маркетинга является ценообразование. Цена является одним из показателей правильно разработанной стратегии и призвана проследить за правильностью разработки. На основании выставленной цены за товар, которая будет устраивать покупателя или наоборот, предпринимателю соответственно сопутствует успех или неудача в бизнесе.
Ценообразование – это процесс формирования цен на товар, а также системы цен в целом.
Ценообразование – это сложный многоступенчатый процесс, и начинается он с определения целей. Основными целями ценообразования в маркетинге являются:
- удерживание доли рынка
- обеспечение выживаемости,
- максимизация прибыли,
- обеспечение сбыта товара.
- поддержание качества товара.
Разработка целей ценообразования
Цель удержания доли на рынке обеспечивается в том случае, если организация сохраняет свое положение на рынке. Для этого необходимо учитывать изменения и динамику цен. Для того чтобы удержать свою долю на рынке, необходимо удерживать баланс, не завышать и не занижать цену на товар, а для этого предприятие стремится снижать издержки производства и обращения.
Обеспечение цели выживаемости направлено на достижение необходимых договорных обязательств (погашение кредита, оплата поставки и др.) даже в кризисный период и в ущерб прибыльности. Для того, чтобы это произошло, необходим определенный уровень денежных средств, который нужно получить к определенной дате или, если такая ситуация невозможна, то обеспечение выживаемости необходимо достичь за счет получения максимальной прибыли.
Цель максимизации прибыли делится на следующие варианты:
- обеспечение предприятия стабильной прибылью в течении нескольких лет. Данная цель возможно только для стабильного предприятия,
- становление стабильной прибыли на уровне средней нормы прибыли,
- достижение прибыли с учетом роста цен за счет увеличения капиталовложений.
Максимизация прибыли имеет ряд ограничений: ограничение на объем выпускаемой продукции, ограничение срока хранения, регулирование цен государством, ограниченный срок торговли.
Обеспечение сбыта. Данная цель достигается в жестких условиях конкуренции, когда рынок переполнен аналогами. Для достижения цели производитель занижает цену на товар, тем самым проникает внутрь рынка. Данный способ срабатывает в том случае, если:
- потребительский спрос достаточно эластичен,
- необходимо достигнуть максимального уровня сбыта и увеличить прибыль за счет снижения затрат на изготовление единицы продукта,
- рынок потребления достаточно большой.
Поддержание качества товара достигается в том случае, если фирма поставила перед собой цель в обеспечении потребителя самым качественным товаром. Для этого требуется повышение цен на данный товар, которое покроет издержки и проведение дорогостоящих НИОКР.
С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с ценовой политикой организации.
Для становления ценообразования и повышения эффективности современные предприятия вынуждены строить у себя систему, которая поможет найти оптимальную цену на рынке. В основе данной системы лежит целенаправленный поиск и организация работы по достижению поставленных целей ценообразования. Ценообразование в современных экономических условиях достаточно серьезно влияет на получение и увеличение прибыли в резко изменяющейся и неопределенной хозяйственной ситуации.