Сущность управленческого учета, его виды
Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая способна обеспечивать организацию необходимой информацией, используемой для регулирования деятельности организации.
Управленческий учет состоит из следующих процессов:
- выявления;
- измерения;
- сбора;
- анализа;
- подготовки;
- интерпретации;
- передачи и приема информации.
Данные процедуры необходимы для осуществления управленческим аппаратом своих функций.
В управленческом учете заинтересованы многие лица, из-за того, что:
- постоянно растет концентрация капитала;
- возрастает внешняя и внутренняя конкуренция;
- инфляция имеет непредсказуемый характер;
- растут производственные издержки и добавленная стоимость продукции.
Управленческий учет может быть следующих форм:
- традиционный;
- стратегический.
Традиционный управленческий учет – это вид управленческого учета, нацеленного на обеспечение информацией для принятия оперативных решений.
Стратегический управленческий учет – это деятельность по принятию долгосрочных управленческих решений. Из-за усиления конкуренции и появления новых информационных сфер возросла значимость стратегического управленческого учета.
Стратегический управленческий учет, его особенности
Основная функция стратегического управленческого учета заключается а обеспечении условия для проведения более объективного анализа, чтобы определить эффективность деятельности предприятия, а также принять стратегические управленческие решения с учетом пожеланий всех заинтересованных лиц.
В общем, стратегический управленческий учет выполняет три функции:
- Поддержка процесса принятия решений;
- Обеспечение сотрудников организации необходимой информацией;
- Изменение путей предоставления информации, если возникает такая необходимость.
Роль стратегического учета состоит в выражении стратегических задач и стратегических планов действие в непосредственно сами показатели.
Информация, необходимая для стратегического управленческого учета должна содержать данные не только в внутреннем среде, но и о внешней, а именно о положении конкурентов.
Методы получения информации:
- бенчмаркинг;
- SWOT-анализ;
- стратегическое управление затратами;
- концепция стратегических бизнес-единиц;
- STEP-анализ;
- и другие методы.
Бенчмаркинг – это метод, с помощью которого определяются сильные и слабые стороны предприятия в отличии от его конкурентов. Данный метод помогает в обеспечении компании инструментами определения и поиска конкурентов и партнеров. Бенчмаркингу могут быть подвержены любые виды деятельности, которые возможно измерить. Бенчмаркинг помогает в сопоставлении данных одной компании и данных отрасли, данных основных конкурентов.
SWOT-анализ – это метод, помогающий в выявлении сильных и слабых сторон предприятия.
Стратегическое управление затратами – это метод, которые предполагает принятие и реализацию стратегических решений по затратным элементам, сопоставляя собственный ресурсный потенциал и возможности/угрозы внешнего среда. Данный метод генерирует конкурентные преимущества по затратам.
Концепция стратегических бизнес-единиц – это метод по выделению подразделений предприятия, отвечающих за определенную деятельность или функцию. Каждое подразделение занимается производством определенной номенклатуры товаров или услуг для продажи покупателям и соревнуется с определенными конкурентами.
STEP-анализ – инструмент по анализу определенных сфер внешнего окружения, оказывающих влияние на деятельность предприятия.